В конце ноября Минсельхоз впервые провел интервенционные торги - купил у компаний (в основном у "Русагро" и "Разгуляй-Зерно") 250 тысяч тонн пшеницы 3-го класса. На это ушло около 700 тыс. рублей из 2 млрд рублей, заложенных в бюджет на прошлый год. Чиновники планировали, что это зерно понадобится уже весной, когда зерновые торговцы начнут взвинчивать цены. В этом случае продажа большой партии пшеницы по низкой цене могла бы сбить накал на рынке и не дать подорожать хлебу, макаронам и прочей "социальной еде". Но уже в январе Минсельхоз дал понять, что ближайшая интервенция произойдет не раньше осени. Как заявил в среду министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, будет ли государство продавать или покупать зерно - зависит от урожая 2002 года.
Как стало известно, есть еще одна возможная причина переноса торгов на далекую осень: первые торги полностью провалились. "Государство не выполняет свои обязательства по заключенным контрактам, ссылаясь на отсутствие выделения денег Министерством финансов, - говорит руководитель зернового управления компании "Русагро" Андрей Зуев. - А пока мы вынуждены отвлекать оборотные средства на проекты, которые планировали финансировать на полученные от продажи зерна государству средства". По его словам, последний срок платежей по контракту истек 29 января. В компании ссылаются на обещание Алексея Гордеева все оплатить в феврале.
Ожидает выполнения обещания министром сельского хозяйства и генеральный директор компании "Разгуляй-Зерно" Алексей Иванов. Правда, его позиция более лояльна. Он во всем винит технические накладки: покупатель - один, агент - другой, деньги и вовсе лежат в третьем месте. К тому же это первый опыт интервенций. Хотя компания Алексея Иванова также не рассчиталась по контракту - на сегодняшний день она осталась должна государству еще 10 тысяч тонн зерна из 190 тысяч тонн, проданных в ноябре.
Как объяснил "Известиям" представитель одной из зерновых компаний, дело в том, что некоторые из компаний-победителей поставляли не свое, а чужое зерно. Например, такие объемы, которые продала "Разгуляй-Зерно", ни одна из компаний не могла держать "в лонге" (долго хранить). Поэтому компании реализовали государству "несуществующий товар". "Разгуляй-Зерно" нашла несколько мелких компаний, у которых было необходимое количество зерна, и они обязались его продать, но не успели к сроку. Между тем если Алексей Иванов не поставит на элеваторы интервенционное зерно в срок, то по условиям контракта ему придется платить неустойку 120 рублей за тонну.
Скорее всего Минсельхоз решил разобраться с возникшей ситуацией и пока не проводить ни закупочных интервенций по пшенице 4-го класса, ни продажных - по продовольственной. Впрочем, закупленное зерно может сильно пригодиться уже осенью. По прогнозу руководителя аналитического департамента "МТС-Зерно" Андрея Чернышева, урожай этого года будет менее 70 млн тонн (в прошлом он составил 83,5 млн тонн).