Повод для возникновения конфликтной ситуации подал сам российский вице-премьер. Буквально накануне визита в Индию Клебанов стал одним из инициаторов передачи заказа китайских ВМС на строительство двух эсминцев 956 проекта с судостроительного завода "Северная верфь" на "Балтийский завод". В итоге оказалось, что строить китайские эсминцы будут рядом с уже стоящими на стапелях "Балтийского завода" индийскими фрегатами 1135,6 проекта. Этот факт заставил напрячься Дели, считающего Пекин своим соперником в Юго-Восточной Азии. Конечно, серьезных секретов о кораблях потенциального противника выведать ни одной, ни другой стороне не удастся. Однако некие неписаные правила военно-дипломатического этикета оказались нарушенными. Так что какие бы планы ни строил Илья Клебанов, начинать разговор на межправительственной комиссии ему придется с объяснений того, почему Москва с такой легкостью сталкивает лбами главных своих партнеров по ВТС.
Исход этого разговора может иметь весьма серьезные последствия для последующего российско-индийского сотрудничества. Судить об этом можно хотя бы по тому, что в 2001 году военно-технические связи с Индией принесли России 2 миллиарда долларов (в основном благодаря поставкам танков и самолетов). В то же время контракты по этой линии с Израилем составили 1 миллиард долларов - в основном на поставку в Индию электронных систем. В начале года в ответ на поддержку военных действий против Афганистана о своем намерении развивать военно-техническое сотрудничество с Дели заявил Вашингтон.
Эти факты высветили давно назревавшую проблему российского оружейного экспорта. Москва продает пусть и хорошую технику, но рассчитанную на ведение войны сегодняшнего дня. Индия же хочет иметь оружие дня завтрашнего. Перспективные разработки такого оружия в России либо существуют в единичном экземпляре, либо требуют серьезных инвестиций для налаживания производства.
Этой ситуацией в полном объеме и пользуются западные конкуренты России. Например, главный козырь Израиля - электроника: системы наведения, целеуказания, разведки. Без них любая, пусть даже самая совершенная, боевая машина - не более чем дорогостоящий кусок металла. Индийцы это поняли, россияне, видимо, тоже. Но конкретных шагов по исправлению ситуации так и не предприняли - в предлагаемых контрактах по-прежнему фигурируют отдельные изделия (например, бомбардировщики), а не весь военно-технический комплекс (включая системы слежения, связи, разведки, целеуказания). В результате на традиционно российском рынке появились игроки, с которыми Москва, пользуясь одними добрыми отношениями с Дели, совладать не сможет.