"Проклятие нефритового скорпиона" окончательно успокоит всех, кто на протяжении последних сорока лет следил за приключениями метущейся души нью-йоркского очкарика в мешковатой одежде: уже после "Мелких мошенников" стало понятно, что на седьмом десятке Вуди Аллен наконец-то нашел успокоение.
Снова возвращаясь в бесконечно притягательную для него эру джаза, на этот раз режиссер отдает дань эксцентрическим комедиям конца тридцатых годов. Фильмы эти появились в годы Великой депрессии и сошли на нет в начале войны (отчасти подготовив появление "черного фильма") - в них вперемежку действовали персонажи богатые и бедные, умные и глупые, честные и подлые, счастливые и несчастные. Но главным ингредиентом были отношения между мужчиной и женщиной, которые складывались по канонам, заданным еще Шекспиром в пьесе "Много шума из ничего", - подавленная взаимная симпатия, показная ненависть и постоянная ироническая пикировка.
Именно таким образом обстоят дела и у героев Вуди Аллена и Хелен Хант - они работают в одной страховой конторе и терпеть не могут друг друга. Так продолжается до тех пор, пока заезжий фокусник под гипнозом не внушает им, что они влюблены и счастливы.
Помыслы циркача отнюдь не благородны - он подыскивал себе парочку зомби для совершения дерзких ограблений и неожиданно набрел на большую удачу: сотрудников страхового агентства. Впав в беспамятство, герои по ночам взламывают сейфы с драгоценностями, а днем, очнувшись, ищут грабителей, не подозревая, что найдут сами себя. Сам Аллен, по его признанию, никогда не подвергался гипнозу, невероятно популярному в интересующий его период - в конце тридцатых. Тот факт, что режиссер и сценарист заинтересовался чем-то, что с ним никогда не происходило, заслуживает внимания - это еще один симптом того, что человек, историю болезни которого знает весь мир, никогда уже не будет прежним.
Как ни странно, в случае со "Скорпионом" Аллена нельзя упрекнуть в том, что он снова снял себя в роли частного детектива при страховой конторе, коллеги героев "Большой спячки" и "Мальтийского сокола", - трудно представить себе лучшую пародию на Хэмфри Богарта, чем человек с внешностью Аллена.
Женщины в фильме тоже выглядят так, как будто они прошли кастинг и были загримированы в конце тридцатых, - чего стоит хотя бы курносая фермерская дочка Шарлиз Терон, превращенная в великосветскую диву с бутылкой водки "Смирнофф".
Нынешний Вуди Аллен далеко отошел и от самокопательства в духе "Разбирая Гарри", и от воспевания любимого им Нью-Йорка. Какой там "Манхэттен": основные сцены "Скорпиона" снимались в лос-анджелесских павильонах, а нью-йоркские планы использовались, как в телесериале, в качестве перебивок. Показали небоскреб - значит, действие переносится в офис, показали особняк - значит, сейчас состоится очередное ограбление. Так же просты, непритязательны и забавны и диалоги - никаких тебе отсылок к Достоевскому, ни грамма психоанализа. Просто "кино хорошего настроения" какое-то.