"Поворот винта" по одноименному рассказу Генри Джеймса - камерная история, случившаяся в лондонском пригороде Блай, где дети ладили с призраками, а взрослые, мешая их таинственной связи, лишались ума, превращаясь из милых особ в настоящих монстров. Странные предчувствия молодой гувернантки за два часа спектакля доходят до ужаса и отчаяния: желая спасти мальчика от призрака, она мучит его с выносливостью садиста и в результате доводит до смерти. Несмотря на страшный исход, оперный ужастик по-английки весьма изящен и деликатно уходит от лобовых вопросов и ответов.
Образцовое исполнение "Поворота винта" можно было наблюдать в 1990 на гастролях Английской Национальной Оперы в Москве и Ленинграде. Постановка в Екатеринбурге хороша уже тем, что сохранила мистическую тональность оригинала. Камерный ансамбль (дирижер - успешно дебютирующий в опере Дмитрий Лузин) преподнес Бриттена осмысленно и внятно. Шесть солистов дали возможность погрузиться в тихие британские кошмары и в полной мере насладиться странной жизнью, где привидения подобны членам семьи, а домашние, напротив, похожи на призраков.
Режиссер Илья Можайский и художник Лев Катугин решили спектакль в духе уместного в данном случае минимализма: черно-белая сцена, размытые видеопроекции с видами загадочных английских парков, зачехленная мебель создают хороший фон для солистов - измученной видениями гувернантки, жуткой в своей обыденности экономки и двух детей (во всех последних мистических фильмах про детей их всегда почему-то двое: что в "Других", что в выходящих вскоре французских "Детских играх"). Из нескольких лаконичных штрихов и сложился этот спектакль, вызвавший у нового поколения сильные чувства от приобщения к опере почти 50-летнего возраста. Так что "Поворот винта" - не только первое на Урале воплощение английских мук (винт - средневековая пытка), но и долгожданный прорыв к ХХ веку. В конце концов, не только на танце модерн воспитываться уральской молодежи - пора, наконец, и с современной оперой познакомиться.