Теперь сторонам дается три месяца на достижение мирового соглашения. Если семья Сливенко (а в ее поддержку в данном процессе, напомним, выступает в качестве третьей стороны Российская Федерация) не получит от официальной Риги желаемого, то процесс в Страсбурге возобновится по существу. Как пояснили корреспонденту "Известий" адвокаты Сливенко Александр Аснис и Виталий Портнов, фактическое признание судом нарушений прав русскоязычной семьи означает, что от латвийских властей можно требовать восстановления статус-кво: возвращения Сливенко в Латвию (сейчас Татьяна с дочерью и мужем проживают в Курске), предоставления им жилья, равноценного утраченному, а также некой компенсации за моральный вред, нанесенный содержанием в пункте временного пребывания нелегальных иммигрантов.
По оценке адвокатов, особенно важно, что суд в Страсбурге признал обоснованными требования истцов, связанные с нарушениями их прав по статьям Конвенции о защите прав и основных свобод человека, касающимся свободы и личной неприкосновенности, уважения частной и семейной жизни, а также дискриминации на основе национальной принадлежности.
Не менее значительно, указывают адвокаты, и то, что решение по данному делу создает прецедент. Теперь Европейский суд по правам человека, на рассмотрении которого находится еще около 20 исков русскоязычных граждан из стран Балтии, сможет признавать эти жалобы в той или иной степени приемлемыми, не тратя времени на рассмотрение аналогичных делу Сливенко аргументов.
Здесь следует упомянуть и то, что отклонена жалоба мужа Татьяны - военнослужащего Российской армии Николая Сливенко, прослужившего в Латвии без малого двадцать лет. Российские адвокаты отмечают, что сделано это по формальным причинам: Европейская конвенция по правам человека, ратифицированная Латвией в 1997 году, не распространяется на заключенный в 1994 году Россией и Латвией договор о выводе российских войск из страны, по которому ее должны были покинуть военнослужащие и их семьи. Кроме того, Николай Сливенко не прошел все стадии обжалования в латвийском правосудии - ему пришлось покинуть Латвию вместе с семьей. Латвийская же сторона видит в решении суда признание того, что российские военнослужащие и их семьи якобы не подпадают под действие конвенции. Похоже, не случайно Латвия уже многие годы отказывается ратифицировать Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств. Очень удобно потом будет ссылаться на отсутствие у истцов юридических оснований для жалоб.