В среду Совет федерации собрался на свое первое в этом году заседание. Для верхней палаты парламента это стало и первым собранием на постоянной основе.
Реформирование Совета федерации, начатое полтора года назад, почти закончено. С нового года в палате не осталось руководителей регионов, и теперь сенаторы имеют право называть себя профессионалами - никакой другой работы, кроме парламентской, у них нет. Другое дело, что реформирование палаты все-таки не завершено до конца. Во-первых, не все регионы успели прислать своих представителей - на заседании в среду были подтверждены полномочия 15 новых сенаторов, но еще 17 кресел остаются незанятыми. Во-вторых, не проведена "перепланировка" палаты - это касается не столько рабочих кабинетов, которых по-прежнему не хватает на всех, сколько изменения порядка работы сената и раздела руководящих постов. Оба этих вопроса обещают закрыть на следующем заседании, 30 января. А вчера сенаторы занимались подготовительной стадией - приняли за основу новую редакцию регламента палаты и установили объем расходов, выделяемых на обслуживание своих офисов в регионах.
Обсуждение материальных проблем всегда проходит бурно, и сенаторы не стали исключением. Нижегородский представитель Анатолий Козерадский даже заявил, что выделяемые суммы ставят сенаторов в унизительное положение, вынуждая их быть просителями у местных властей и частных лиц. Недовольным возражали - расходы на сенат уже давно заложены в бюджет, и увеличить их нет никакой возможности. Недостатки обещали исправить на следующий год.
Всего на обслуживание каждого сенаторского офиса в регионе выделяется около 350 тысяч рублей в год, но распоряжаться по своему усмотрению этой суммой сенаторы не вправе (хотя некоторые и просили: дайте нам эти деньги, и пускай каждый сам решает, на что их потратить - на лишние поездки в регион или оплату дополнительных помощников). Все статьи расходов жестко расписаны - например, каждый сенатор может рассчитывать, что арендованную в провинции машину ему оплатят не больше чем по 120 рублей в час и лишь на 150 часов в квартал. Возмущенные представители регионов говорили, что эти нормы рассчитаны на москвичей, которые и не собираются никуда выезжать из столицы. И удивлялись, как можно на Камчатке приобрести мебель и компьютеры на 85 тысяч рублей. Но в результате все утвердили.
Обсуждение нового регламента тоже грозило выплеском эмоций, но спикер Сергей Миронов жестко пресек попытки устроить дискуссию. Упирая на то, что новый регламент принимается лишь за основу (при этом спикер и докладчик Николай Тулаев разошлись в оценке преемственности старого и нового регламента: если, по прикидке Тулаева, в новом осталось больше половины от содержания предыдущего, то Миронов оценил объем новшеств в 20 процентов) и в ближайшие пять дней все депутаты могут подать свои поправки, он прекратил обсуждение, дав высказаться всего двум сенаторам. В итоге регламент все равно приняли за основу - 143 "за" при 3 "против". В ответ московский сенатор Плотников заявил, что защита прав меньшинства в палате не обеспечена.
Самой заметной фигурой в сенате в среду был банкир и представитель от Тувы Сергей Пугачев. Человек, которого причисляют к ближнему кругу президента Путина, в зале заседаний не произнес ни слова, но зато вызвал оживление у прессы, впервые увидевшей нового сенатора вблизи (для Пугачева это было уже второе заседание, но на прошлом он умудрился остаться незамеченным). Пугачев был вежлив, но неразговорчив, сказав лишь, что видел в зале много знакомых лиц.