Центральным вопросом консультаций тем не менее станет не курс США на создание национальной системы ПРО, а проблема хранения или уничтожения ядерных боеголовок, которые будут сняты с вооружения обеими странами в предстоящие годы. "Известия" совсем недавно писали об этой проблеме, и вернуться к ней заставляют дополнительные аргументы, выдвинутые обеими сторонами в канун консультаций.
Напомним, что ограничения, наложенные на ядерные арсеналы двух государств Договором СНВ-1, составляют 6000 боеголовок для каждой стороны. (Реально, правда, в российских стратегических ядерных силах насчитывается около 3500 боезарядов.) Президенты Владимир Путин и Джордж Буш публично высказали готовность к радикальному сокращению этой цифры: Буш говорил о лимите 1700-2200 боеголовок, Путин назвал более низкий порог - полторы тысячи. Заминка случилась, когда некий американский школьник (дело было в ноябре прошлого года в ходе визита российского лидера в США) задал своему президенту вопрос: что планируется делать с ядерными зарядами, которые подлежат сокращению? Буш уклонился от прямого ответа, тем самым раскрыв карты - уничтожать боеголовки Америка не собирается.
В ходе последовавших консультаций на разных уровнях российская сторона тщетно добивалась не просто договорного оформления уровней сокращения и его сроков, но и фиксации дальнейшей судьбы боезарядов. Американские переговорщики отказывались прямо признать, что "демобилизованные" боеголовки могут быть при необходимости достаточно быстро возвращены в строй. Однако в середине прошлой недели такое признание сделал помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Джеймс Крауч - по его словам, часть боеголовок действительно подлежит уничтожению, но другие будут отправлены в резерв "на случай резких изменений в международной обстановке". Аналитики не замедлили истолковать слова об изменениях в первую очередь применительно к гипотетическому ядерному потенциалу КНДР и Ирана, однако в этом же контексте упоминались и Китай, и Россия - несмотря на партнерство с нашей страной в антитеррористической борьбе, до конца Вашингтон ей все же не доверяет.
Вопрос возвратности снимаемых с носителей ядерных боеприпасов стоял перед двумя государствами еще в момент ратификации Договора СНВ-1, говорят российские специалисты. К единому мнению тогда прийти не удалось. Тем не менее обе стороны ведут утилизацию снятых с вооружения ядерных блоков - исключительно по экономическим соображениям. Как считают, например, в российском штабе Ракетных войск стратегического назначения, маловероятно, что это оружие когда-нибудь потребуется: ведь и определенного президентом Владимиром Путиным уровня в 1,5 тысячи зарядов хватило бы для нанесения неприемлемого ущерба любому противнику.
А за несколько дней до начала консультаций в США появились сообщения о двух любопытных документах. В одном из них - секретном докладе Пентагона американскому конгрессу, касающемся изменений в военной доктрине США, - заявление Буша о предстоящем сокращении наступательных вооружений обретало форму графика: согласно документу, число американских ядерных боеголовок, остающихся на вооружении, опустится до вышеназванного лимита к 2012 году. В другом - несекретном аналитическом докладе Центрального разведывательного управления - делался прогноз для России: к 2015 году, считают эксперты ЦРУ, число российских боеголовок составит менее двух тысяч, вне зависимости от того, будут ли заключены новые соглашения об ограничении ядерных вооружений. Причин две: во-первых, стремительно стареют их носители, а средств на адекватную замену в российском бюджете не предвидится. Во-вторых, боезаряды придется снимать с вооружения из-за понижения их надежности. И в этом случае, считают американцы, дело в деньгах - проверка пригодности и безопасности стареющих ядерных устройств (в том числе и снятых с вооружения) стоит недешево. Правда, нет у России средств и на их утилизацию, которая стоит значительно дороже.
Оба американских доклада, вместе взятые, нельзя не истолковать как достаточно прозрачный намек на шаткость российских позиций на предстоящих консультациях. И тем не менее Москва намерена добиваться такого сокращения, которое было бы "контролируемым и необратимым", - именно так официально заявил официальный представитель российского МИД в конце прошлой недели.
Часть аналитиков полагает, что отстоять подобную позицию будет нелегко - анонимный представитель Госдепартамента уже высказал уверенность в "успешном" (для США) исходе переговоров. По его мнению, против контроля никто и не возражает, а требование "необратимости" удастся нейтрализовать предложением "прозрачности" процесса разоружения, то есть его доступности мерам контроля и доверия на всех стадиях.
И, конечно, в воздухе носится идея компенсации расходов на нужды хранения и проверки демонтируемых российских ядерных боезарядов. Прецедент существует (см. справку), и увеличение финансовой помощи со стороны США может стать пряником, который подсластит пилюлю отказа от "необратимости". Правда, в этом случае было бы резонно ожидать, что и Россия не будет торопиться утилизировать сокращаемые боеприпасы.
Вряд ли предстоящие консультации - уже не первые в таком составе - завершатся сообщением о достигнутом прорыве. В любом случае лавры должны достаться участникам переговоров на высоком, если не на высшем уровне. Однако если в предыдущих случаях Юрий Балуевский по расставании с Дугласом Фейтом открыто выражал свое недовольство неконструктивностью американской позиции и отсутствием конкретных предложений со стороны США, то на этот раз - полагают эксперты и в Москве, и в Вашингтоне - консультации могут оказаться плодотворными.
Справка "Известий"
Начальник 12-го Главного управления Минобороны, отвечающего за сохранность всех ядерных арсеналов России, Игорь Валынкин заявил "Известиям", что средний возраст находящихся на вооружении Российской армии ядерных боеприпасов составляет 12-18 лет. Тем не менее, по словам генерала, в Минобороны постоянно проводятся техническое освидетельствование и замена выслуживших гарантийные сроки эксплуатации ядерных боеприпасов. Эта работа ведется отчасти на средства США, предоставляемые по программе Нанна-Лугара. В рамках программы 12-е управление получило 292 миллиона долларов на программы обеспечения безопасности хранения, перевозки и утилизации ядерных боеприпасов. В 2002 году Вашингтон выделит Москве на эти нужды еще 32 миллиона долларов.
На эти деньги были, в частности, разработаны и произведены 250 суперконтейнеров для перевозки ядерного оружия. Эти устройства способны защитить боеприпасы от любых внешних воздействий, будь то автоматная очередь, пожар или дорожно-транспортное происшествие. Но, на случай если аварии с ядерным оружием все же произойдут, американцы прислали пять модулей с оборудованием для ликвидации последствий таких ЧП. Были переоборудованы 100 железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки ядерных устройств. В 2002 году к ним прибавится еще 32 новых вагона. Получены из США также 300 компьютеров, облегчающих контроль и учет ядерного оружия в местах его хранения, 50 самых современных комплектов технических систем охраны, более 500 километров силового и сигнального кабеля, колючей проволки, более 6000 огнетушителей, 350 радиостанций, снегоуборочные и пожарные машины.
Дмитрий САФОНОВ
Джордж Буш не держит слово
На днях в Вашингтоне обнародовано исследование двух сотрудников Брукингского института, традиционно считающегося близкой к демократической партии "кузницей кадров" внешнеполитического и военно-стратегического профиля. Айво Г. Даалдер и Джеймс М. Линдсей предлагают "Новую программу для ядерного оружия".
"Стратегическая приспособляемость" - так ученые сформулировали суть своего подхода. На первый взгляд он не сильно отличается от политики, проводимой нынешней американской администрацией, - сокращая уровень ядерных вооружений, сохранять возможность в случае необходимости снижать этот уровень еще больше или вновь наращивать. Однако Даалдер и Линдсей считают необходимым дополнить эту политику существенными нововведениями.
По мнению двух аналитиков, американский президент не выполняет своего предвыборного обещания переосмыслить политику в военно-стратегической области, а его предложения по сокращению ядерного оружия по сути дела не идут дальше договоренностей, достигнутых Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным еще в 1997 г. в Хельсинки. Тогда, напомним, речь шла о том, что в ходе переговоров по СНВ-3 число ядерных боеголовок для каждой стороны должно быть снижено до 2000-2500. А сегодня Буш, указывают авторы исследования, поменял традиционные для переговоров по разоружению правила подсчета боеголовок: говоря о сокращениях, он имеет в виду не все боезаряды, а только "развернутые", выводя таким образом за скобки 250-300 боезарядов, находящихся в каждый данный момент на проверке или профилактике. Вот и выходят те же 2000-2500.
Даалдер и Линдсей считают, что США вполне могли бы поэтапно сократить число всех своих ядерных зарядов до 1000, причем сделать это к концу 2005 года. Столь значительное сокращение потребовало бы пересмотра доктринальных положений - Соединенным Штатам необходимо вернуться от стратегии ограничения ущерба к стратегии гарантированного возмездия, полагают ученые.
Ученые предлагают начать осуществление столь глубоких сокращений в одностороннем порядке - они уверены, что Россия последует примеру. А вот финальные цифры и меры проверки должны быть, по мнению авторов, обязательно кодифицированы в договорном порядке: "...неопределенность в отношении нынешних и будущих намерений и возможностей рождает подозрения... Предсказуемость тем более важна, когда стратегическое уравнение осложняется развертыванием систем противоракетной обороны". Еще одна составляющая "стратегической приспособляемости" - ратификация Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний.
Андрей ЛЕБЕДЕВ