На первый взгляд решение 47-летнего ингушского президента выглядит нелогичным. Руслану Аушеву не было резона бодаться с Москвой за дату выборов, он мог спокойно дождаться 2003 года и переизбраться в третий раз. Внешне уход Аушева обставлен так, будто он не связан с проблемами в республике. Сам генерал "по-простецки" объясняет свое решение желанием развести во времени президентские выборы и выборы в парламент, также намеченные на 2003 год. И добавляет, что его "танком не заставишь баллотироваться на третий срок". Для российской политики подобные речи звучат как-то уж слишком альтруистично и потому непривычно, чтобы сразу же отбросить прочь подозрения в "двойном дне" или еще каких-то невидимых посторонним интригах.
Не исключено, что Аушева в той или иной форме "достали" постоянные острейшие проблемы вокруг лагерей чеченских беженцев. Возможно также, что он просто не видит своего будущего в качестве президента Ингушетии в контексте складывающейся качественно новой ситуации в Чечне, которую теперь "разруливают" совсем другие персонажи без всякого его прежде заметного участия. Наконец, вполне возможно, что Аушева просто заставили уйти враждебные ему ингушские клановые силы (а вся ингушская политика есть не что иное, как постоянная борьба нескольких влиятельных кланов).
Москве вроде бы нет особой нужды "менять" президента Ингушетии - в первую очередь из-за непредсказуемых последствий выборов в этом маленьком, но гордом субъекте федерации. Девять лет правления Аушева до конца так и не сформировали ни ингушскую государственность (даже границ до сих пор нет), ни настоящую политическую элиту. В самой Ингушетии многие до конца не верят в окончательность ухода генерала - там хорошо помнят, как он уже отказывался переизбираться в 1998 году, а потом уступил "просьбам народа" и передумал. В четверг общественное движение "Даймохк" собиралось провести около президентского дворца митинг под лозунгом "Президент не имеет право оставить свой народ". Но Аушев совершенно четко заявил о своем решении и даже обсуждает планы на будущее. К тому же, даже перестав быть президентом, Аушев останется одним из самым влиятельных политиков в республике. Залогом этому служит все та же клановая система управления Ингушетией.
Аушеву необходимо теперь обеспечить "преемственность" власти, чтобы и после избрания нового президента оставаться в силе. Скорее всего наследником будет объявлен Алихан Амирханов, депутат Госдумы и бывший глава ингушского оффшора. Но даже учитывая огромный авторитет Аушева, избраться Амирханову будет непросто - в борьбу за власть вступят обделенные ныне властью (но не деньгами) представители таких известных в Ингушетии фамилий, как Кодзоевы и Явлоевы, Белхароевы и Муталиевы. Не исключено, что именно в этих кланах и знают истинную причину ухода президента.