Так Хотиненко стал режиссером и фаталистом. Поработал на Свердловской студии художником, потом - ассистентом на фильмах Михалкова "Пять вечеров" и "Родня", окончил Высшие режиссерские курсы и теперь сам преподает. В его картинах, жестко и рационально выстроенных, все равно торжествует чувство - оно ломает сухие теории и объединяет эпохи в нечто неделимое. Наверное, по фильмам Хотиненко станут изучать историю России ХХ века - не то, как она истязала себя, а то, что она при этом чувствовала.
Мистика № 1. Как в Москве застрял Третий Рим
- У тебя завис важный фильм о "Третьем Риме" - мы рискуем его так и не увидеть никогда. Расскажи в лицах.
- Этой истории года четыре уже. Проект рискованный: в основе книга Лужкова "Мы дети твои, Москва", и фильм сочтут заказным. Мы с Павлом Финном сделали "пилот" и, конечно, получили тот резонанс, какого ждали: мол, ха-ха, заказуха! Но меня это мало трогало - мне казалось, мы что-то важное нащупали... А потом 850-летие Москвы, город весь вышел на улицы, такого, думаю, я больше никогда не увижу. Мы на операторской машине ехали сквозь толпу. Фантастическое ощущение: медленно рассекали, бибикая, это море людей несколько часов кряду. А вечером был концерт-феерия Жарра, и мы опять получили уникальные съемки. Все это собирались использовать в картине. Стали зарываться в тему, пытаясь историю страны увязать с конкретной историей пацанов из московского двора 1948-го. В архиве отсмотрели невероятное количество материала. В Москве ребят для съемок не нашли - здесь уже нет отпечатка того времени. Нашли в Астрахани пацанов лет по десять-одиннадцать. И стали работать. Придумали волшебную игру, нашли для нее занятную форму: как бы снимается кино. Возникли "режиссер" - его сыграл Женя Миронов, "сценарист" - Женя Стеблов и "оператор" - Саша Балуев. Получилось, по-моему, замечательно, и с каждым артистом мы нашли какую-то новую краску - жаль, если вся эта роскошь пропадет. А еще в фильме должно быть много хроники...
- Как я понимаю, тут уже не столько книга, сколько ваш собственный опыт?
- В книге тоже интересные истории. Про то, как пацанята глину ели. Или с пожарниками. Ребята им вечно устраивают пакости, и те решили отомстить. Во время купания отняли у малыша, который стоял на атасе, их трусики и провезли голышом через весь город на пожарной машине под оркестр. Получилась потрясающая сцена.
- Почему "Третий Рим"?
- О нем вроде все знают, но - как поговорку: "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать". Многих эта идея раздражает, ее считают великодержавной - ну и на здоровье. А нас она интересовала с другой точки зрения: третий Рим - семечко. Такое же невероятное, как сперматозоид, из которого получается человек. Семечко, из которого сформировалась Россия. Наше сознание вечно болтается между величием и самоуничижением, между гордыней и простым человеческим достоинством. Этот баланс мы хотели найти в картине. Прочти слово "Рим" наоборот - будет "мир"...
- По авторскому ощущению - получилось?
- Кино без погонь, выстрелов и крутых интриг снимать всегда сложно. Но честное слово, в отснятом материале есть сцены, по которым можно судить: что-то получилось. Там есть эпизод: пацанята озоруют, что-то взрывают, а расследование начинается серьезное. Мы выбрали мифологический стиль: у каждого персонажа своя сказочная функция. Поэтому дворничиха была Доброй феей. Вручили Нине Усатовой метлу, с помощью которой она совершает чудеса, - и с пацанятами происходит что-то хорошее. А следователь был Бесом. Добродушный дядька - но искушает ребят предательством. И тут находят бумагу, на которой молоком написана клятва - если такую бумагу прогреть утюгом, то выступят слова. Пацаны этому из книг про Ленина научились: чернильница из хлебного мякиша и в ней молоко, а если обыск - можно все съесть. Какому пацаненку не понравится такая конспирация - вот они и играли. Но время было жесткое, и за эту игру можно было подзалететь. Так что в фильме много слоев: реальность, миф, и еще про все это снимается кино. В какой-то момент зритель должен был потерять грань - то ли реальность, то ли снимается кино.
- То есть гибрид "Амаркорда" с "8 1/2"?
- В кино часто используют такие конструкции - вспомни "Магнолию". Но нам этот эффект еще предстояло найти, потому что мы снимали много и, я бы сказал, широко. А сколько образов было придумано! "Гигантские шаги", например - помнишь, был такой столб, и вокруг ремни: хватаешься за петлю, пробегаешь - и летишь. И этот полет в фильме должен был все времена соединить... Нам казалось, что фильм про нашу историю не мог не получить государственной поддержки.
- А Лужков разве не помогал?
- Лужков от фильма отстранялся, и я думаю, это было этически правильно. Но материал казался убедительным, и мы были уверены: покажем - и сразу получим господдержку. Да и дело было срочным: дети растут - они в таком возрасте, когда вытягиваются быстро. Нам еще удалось достать немного денег, и поздно осенью мы немного поснимали - в холодной реке, пацаны огромное мужество проявили... Но ключевые сцены оставались. А мы опять стоим, а дети растут.
- А почему Госкино, или как его теперь называть, уперлось?
- Там жюри решает, каким фильмам давать поддержку, а каким нет. И вот состоялся просмотр вчерне смонтированного материала. В тот день жюри отказало фильму "Сестры" Бодрова, картине моего студента Саши Котта "Ехали два шофера", которая потом получила приз на фестивале "Киношок", и нам.
- Мотивы отказа объяснили?
- Я спросил одного из членов жюри - он ответил: как-то ты нас не удивил. Ну хорошо, думаю, пусть я сделал не самую лучшую, ну пусть не вторую и не третью, пусть даже десятую, но неужели под такой материал и под мое доброе имя нельзя было рискнуть? В результате ушло еще одно лето, а ребята еще подросли. Больше всего мне жалко пацанов: они часть своей жизни отдали впустую. И это травма.
- И что, совсем финиш?
- Сейчас опять появилась надежда, что помогут. Ну нельзя бросать картину, которая снята на 90 процентов!
- Но пацанята совсем вырастут!
- Им было лет по 10-11, будет по 13-14. Это уже другие ребята, и я просто боюсь их увидеть. Придется что-то придумать, практически другую картину, с другой конструкцией. Ведь фильм снимается не по порядку событий, и в сценах, которые должны быть "до", ребята могут оказаться старше, чем они были в сценах "после". Конечно, кино знает и такие случаи...
- Например?
- Стэнли Кубрик "Сияние" снимал очень долго, и мальчик там тоже "скачет" по возрасту. Но он там один - а у нас целая команда: кто-то изменился мало, кто-то неузнаваемо. Ситуация, по-моему, идиотская. Мы сознательно делали то, что важно для страны, - ведь у нас потеряно чувство страны, чувство истории! И уж если рисковать деньгами - то для того, чтобы поставить людям хоть какую-то подпорочку. Это, по-моему, важнее, чем снять фильм "для себя" или что-то шустрое для кассы. Когда начинали картину, думали: к концу века закончим, получится кругло! Сейчас скоро 2002-й, но мы так и не знаем, сможем ли ее закончить. А я так полюбил этот материал, он уже так в меня пророс, что отодрать можно только с мясом.
Мистика № 2. Как возвращали Знатоков
- А пока суд да дело, возник еще один проект - сериал "Следствие ведут Знатоки - десять лет спустя". Отчего тебя потянуло на ТВ?
- Наше кино - как партизанский отряд, который потерял связь с Большой землей и что-то выстукивает морзянкой, но никак не достучится. Но может, тогда воспользоваться почтовыми голубями? Или взять и пойти пешком? Телесериал для меня - это пойти пешком.
- Какая потеря связи! "Мусульманин", "Зеркало для героя" в эфире постоянно!
- Они же снимались для большого экрана! Смотреть их по ТВ - значит не видеть. Захотелось попробовать. Интересно понять правила, по которым там играют, - они другие, но я их выучил и со многими согласился. А материал совсем не мой - я не был зрителем этого сериала и далек от таких зрелищ. Предприятие, между тем, тоже рискованное. Смотреть старые сериалы - как старые альбомы листать. Но совсем другое - вернуть этих героев в другое время. Может, зрителям хочется сохранить в памяти именно тех Знатоков - молодых, и всех троих. А сейчас Элла Леждей - Кибрит - умерла, остальные постарели. Играют те же Мартынюк и Каневский, я с ними сдружился и рад, что работа свела меня с этими артистами.
- Кибрит кто-нибудь заменил?
- Кибрит заменить нельзя. Но чтобы сохранить аббревиатуру "ЗнаТоКи", ввели криминалистку по фамилии Китаева. Это такой пробный шар - еще неизвестно, примет ли ее зритель. Как, впрочем, и весь сериал.
- Старые серии в работе пригодились?
- Я посмотрел почти все: хотелось перекинуть мостик - сохранить общность стиля. И кажется, я понял закон, по которому они существовали. Замечательные актеры - на них все держалось. Статичная камера, никаких тебе изысков, мало действия - люди сидят и разговаривают. Для современного ТВ это недостаток, но тем интересней проверить - может, на фоне мордобоев и стрельбы как раз этого и ждут люди!
- А по-моему, "Знатоков" любили еще и потому, что они создавали ощущение надежности, защищенности. Теперь его принято считать иллюзорным - попросту говоря, враньем. Ты пытался сохранить это ощущение?
- Н-нет... Хотя сама постановка вопроса очень интересна - про защищенность. Ведь мы себя так и ощущали - сериал был адекватен времени. Хотя и он эту тему подавал с оттенком иронии: если кто-то кое-где у нас порой... Но время шло, герои теперь другие, безупречного Знаменского не будет, Томин пять лет провел за границей - был командирован в Интерпол. Друзья встречаются вновь, и это, если говорить о главных героях, - история мужской дружбы.
- В январе увидим. А там на подходе и новые серии?
- Но их будет делать уже кто-то другой. Я свой интерес уже исчерпал.
- Это твой первый визит на ТВ. В чем базовые отличия от кино?
- Другие ритмы. К примеру, пока на ТВ не запретили рекламу, кино приходится кромсать - если пауза не предусмотрена авторами. А можно ее предусмотреть. Придумать вход и выход, чтобы не убить прокладками предыдущую сцену и не расхолодить последующую.
- Рекламу не смотрят: все перескакивают на другой канал - нет ли чего интересного? По-моему, важнее заставить зрителя вернуться.
- Конечно. Но если переключился не сразу - уголком глаза все равно видишь все это, о прокладках или пиве...
- И что?
- И ничего хорошего. Выбивает из настроения. Поэтому вопрос - чем закончить эпизод, чтобы человек потом вернулся в нужное состояние. И еще на ТВ другой ритм, и нужна другая структура монтажа.
- Вернувшись в кино, ты будешь учитывать этот новый опыт?
- А как же! Кино же все равно будут смотреть по телевизору.
- Но это значит - капитуляция! В Америке кино научилось тому, чего ТВ не может, - и сохранило зрителя. Ладно, ты выпустишь сериал и закончишь "Третий Рим". Что дальше?
- Некоторое время поработаю на ТВ. Я для себя дистанцию определил: четыре серии - и баста! Это мой объем, дальше теряешь нюх. Это как поймать аромат духов или оказаться в парфюмерной лавке. И теперь, когда я свой размерчик знаю, - могу выбирать из предложенных сценариев.
Мистика № 3. Как от нас уходит время
- Скажи, в сухом остатке от твоих четырех серий - надежда или скепсис, который нас теперь обуревает, а может быть, и губит?
- Говорят: кино - искусство монтажа. А для меня кино - искусство потерь, и никогда не знаешь, что получится. В нашем фильме всеми любимые персонажи и отличные артисты - это мои козыри. А в сухом остатке - запах времени. Время моя любимая игра, ты знаешь это. Л-легкая печаль о том, что время уходит. Оно уходит неумолимо, нравится это нам или нет. И чувства надежности в нем больше нет.
- А разве не может это чувство возникнуть просто от сознания, что еще сохранились порядочные люди? Что их большинство?
- Да, да, да. Если в этом смысле - да! Когда-то фильм "Зеркало для героя" я снимал для своих родителей, которых время выбросило, как и все то поколение, к чертовой матери. Это поколение считали сталинистским, оно раздражало, от него отрекались. И когда я решил снимать для мамы и папы, то понял, что буду снимать картину про время. Так и теперь - это будет сериал про время, которое уходит. Прощальный взмах ушедшему веку.
- А что придет на смену? Шесть лет назад ты говорил мне, что путь России всегда через страдания: "мук не принявший вовек не спасется". И вот мы на сломе времен. Отлетают в прошлое этика, эстетика, культура, система отношений - все, чем жил ХХ век...
- Умер Астафьев, умер Володин - словно перелистываем последние страницы толстой-толстой книги. Если говорить о моих ощущениях - во мне вера в лучшее борется с пессимизмом. Сегодня могу проснуться с одним ощущением, завтра, без всяких внешних причин, - с другим. Я верю: Россия обладает ресурсами, которые мы порой не можем сформулировать. Ничего нет - и вдруг что-то появляется! Как, к слову сказать, у нас вдруг появился президент. Что-то людей подталкивает, какая-то невидимая нам энергия. Как человек мистический, я не верю в рациональные просчеты - нужно просто терпение. Главное, чтобы не было потрясений. И если нам хватит мудрости, все может быть замечательно. Вопрос в другом: происходящее мне не нравится. Я заставляю себя принимать это новое, а на самом деле меня очень многое раздражает. Я не могу принять эту новую культуру, она мне кажется безнравственной.
- А может, это только виток? Размывание этических норм сейчас более характерно для России, чем для Запада, где продвигают политкорректность, пусть со всеми ее крайностями, но как средство самозащиты общества.
- А у нас разгул такой.
- И он не может продолжаться вечно.
- Вот на это я и рассчитываю. Я часто думаю об этом, и мне кажется, что этот кризис в культуре себя исчерпает. Он сам себя съест. Он существует, пока является коммерческим продуктом. Но когда истерика закончится, продукт перестанет пользоваться спросом.
- Значит, культура не исчезает?
- Да, если почву подготовить - чтобы с нуля-то не начинать!
- Так разве ж нам впервой?
- В России, ты знаешь, всё уже было. Ничего нового. И можно опираться либо на исторический опыт, либо на свою интуицию.
- А интуиция, ты сказал, меняется каждое утро.
- (Долго и оптимистично хохочет).
Блиц-мистика
- В январе тебе стукнет полтинник - что чувствуешь при этом?
- Я не чувствую, что мне полтинник.
- Ты родился, учился и жил в разных городах - какой считаешь домом?
- Теперь - Москву. А родиной - Алтай.
- С каким зверем себя ассоциируешь?
- С лошадью.
- Это ты к ней подмазываешься, что ли?
- Нет, правда, люблю лошадей. Я ж казах! У меня есть фото на лошади.
- Дай напечатать в качестве вещдока. Это правда, что ты увлекаешься еще и баскетболом?
- Теперь только как болельщик. Но в юности был чемпионом Казахстана по прыжкам в высоту среди школьников. На 190 прыгал!
- Почему ты участвуешь в конкурсах красоты?
- Я не участвую.
- Участвуешь. В жюри. Тебя застукали.
- Ой, ты знаешь... это было давно-давно. В Екатеринбурге. Я там где-то в жюри участвовал. Слушай, я даже забыл.
- Вот ты не хочешь вспоминать пятен своей биографии, а люди все помнят.
- Чудовищная вещь. Но это не пятно, это часть профессии. А уж раньше я лез в та-акие дела, чтоб расширить кругозор! И я и в разборках всяких был, что ты!
- Ты сегодня мог бы снять фильм "Мусульманин"?
- Думаю, мог бы. Для России, где 20 миллионов мусульман, я считал и считаю тему фильма очень важной. И если бы снимал сегодня, я бы не ориентировался на события 11 сентября. Фильм о другом.
- О чем ты чаще всего споришь с сыном, с дочкой?
- В основном - как жить. Я сам сложную жизнь прожил, хочется избавить их от своих ошибок. Наверное, это не совсем правильно...
- Они разделяют твой тезис о безнравственности новой культуры?
- В основном да. Многие молодые так думают, это и обнадеживает.
- А о чем споришь со своими студентами?
- Я стараюсь на них не давить. Могу что-то продемонстрировать, а захотят - сами возьмут. В любом случае убеждать их я не стану.
- Кто из мировых кинорежиссеров твой кумир?
- Кумиров не было. А список тех, кого я уважаю, длинный. Начинаю я его с Бунюэля, в дальше в нем практически все классики. К современным режиссерам, кроме любопытства, я не испытываю ничего. Кино все еще стоит на плечах тех колоссов.
- Скажи главную истину о сегодняшнем кино.
- Она принадлежит Феллини. Он с Тонино Гуэрро работал над фильмом и вдруг сказал: тебе не кажется, что мы строим самолеты, для которых уже нет аэродромов?
Пресс прессы
"Я в конвойных войсках служил. На зоне. Мне понравилось, очень. Сослуживцы - чеченцы сплошь, ингуши. Я рисовал в дембельских альбомах портреты. Очень уважаемый был человек".
(Владимир Хотиненко в журнале "Огонек").
"Самый продвинутый из молодой кинематографической поросли, Хотиненко становится одним из первых режиссеров новой России".
("Советский фильм").
"Он сразу стал делать кино мировоззренческое. Сценаристы были разные, а фильмы объединены его волей и его способом видеть мир. Он в кино по-прежнему архитектор и называет это - примат стиля".
("Общая газета").
"Для меня "Дорога" Хотиненко - кино шукшинское по переживаниям, по духу. Кино, которого не существует, оно как будто возникло из вчера. Я горжусь своей работой в "Дороге" - это огромное счастье. Впервые в жизни у меня не было желания какую-то сцену переиграть заново".
(Гарик Сукачев на сайте "Неприкасаемые.ру").
Владимир Хотиненко - мой давний любимец. Магический реализм "Зеркала для героя" и "Патриотический комедии" не имеют аналогов ни в российском, ни в мировом кино. Но в фильме "Страстной бульвар" ничего этого не осталось. Речь о вечной российской проблеме - лишний человек. Некоторые и до сих пор полагают, что спившийся интеллигент, работающий истопником, имеет право на сочувствие, поскольку он томим духовной жаждою. Которая, впрочем, на поверку оказывается похмельным сушняком".
(Интернет-сайт "Пермь-онлайн").