В списке номинантов премии имени Аполлона Григорьева 22 позиции: романы и повести, сборники рассказов и стихотворений. Здесь есть вещи безусловные, есть странные, есть и скандальные. Короче, нормальный лонг-лист. Особенно если вспомнить, что "Аполлоновка" - единственная премия, которую вручают профессиональные читатели, то есть активно действующие литературные критики. А критическое сообщество вообще и АРСС в частности - тот еще террариум единомышленников.
Не вызывает никаких вопросов присутствие в лонг-листе романов Дмитрия Быкова "Оправдание", Андрея Волоса "Недвижимость", Леонида Зорина "Трезвенник", Валерий Исхакова "Читатель Чехова", Ольги Славниковой "Бессмертный" - они входили и в лонг-лист недавнего юбиляра, премии Букер, и таким образом, как писали в незапамятные времена на известных изделиях, "проверены электроникой". Честь длинному списку премии делает присутствие в нем таких поэтических имен, как Олег Чухонцев и Елена Шварц. Не удивляет наличие книги Гриши Брускина "Прошедшее время несовершенного вида", которая имела обильную и доброжелательную прессу. Что бы ни написали Владимир Маканин (а в данном случае речь о его недавнем "новомировском" рассказе "Однодневная война") и Андрей Дмитриев (повесть "Дорога обратно", опубликованная в "Знамени"), их проза всегда достойна любого списка любой премии.
Удивляет наличие романа Бориса Акунина "Пелагия и черный монах". Неужели весьма небесталанное, но все же чтиво на одну из самых уважаемых в писательском сообществе премию выдвинули те же люди, что так громко возмущались недавним присуждением Букера Людмиле Улицкой? Ну, "Низший пилотаж" Баяна Ширянова выдвинул известно кто. То есть я допускаю, что мог соригинальничать и кто-то иной, но, скорее всего, постарался Слава Курицын. А "Голую пионерку" Михаила Кононова номинировал, зуб даю, Виктор Леонидович Топоров, - если кто помнит, он еще в прошлом году, задолго до выхода этой книжки, публично предупреждал о ее могучих лауреатских потенциях.
При заключении пари нужно учесть, что жюри в этом году подобралось просто на диво: серьезные, степенные ученые мужи Игорь Виноградов, Станислав Рассадин, Евгений Сидоров, Карен Степанян и примкнувший к ним "новый русский Борхес" Евгений Шкловский. При этом раскладе, думаю, ни Акунину, ни Ширянову, ни Кононову, ни даже Роману Сенчину с его "Минусом" "Аполлоновка" не светит. Правда, никто ведь и не отменял некоторых основных положений нашей действительности, как то, например: умом Россию не понять или седина в бороду - бес в ребро...
Кстати
В пятницу в редакцию пришел факс, озаглавленный "Судьба Антибукера" и подписанный председателем Оргкомитета и Жюри Антибукеровских премий Виталием Третьяковым. В нем сообщается, что слухи о мифической смерти Антибукера распространяют лица, прямого отношения к Оргкомитету не имеющие. Отныне права на Антибукер будут переданы специально создаваемому юридическому лицу, учредителями которого станут: Андрей Василевский, Евгений Гришковец, Мария Розанова-Синявская, Олег Табаков, Григорий Заславский и Виктория Шохина (согласие всех получено). Оргкомитет обязуется: погасить задолженность трем лауреатам 2000-го года; провести, пусть и в нетрадиционные сроки, конкурс за 2001-й год; обеспечить безусловное проведение Антибукера в 2002-м году.