Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Тайны забытых письмен

Печальные результаты испытания русских школьников, произведенного экспертами ОЭСР, вызвали ряд апокалиптических комментариев насчет нашего печального будущего. Математические успехи русских детей, начиная с 1990 года, монотонно убывают. Умение работать с письменным текстом, т. е. проанализировать и выделить суть тоже оказалось весьма неудовлетворительным - 28-е место из 32-х. Объяснение такому положению дел было тут же и предложено - развал бюджетной сферы, нищенское положение народного просвещения, короче, очередное преступление антинародного режима
3
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Вовсе отрицать упреки такого рода было бы глупо. Присущая бурным историческим эпохам политическая и финансовая неразбериха, конечно же, не могла не повредить делу народного просвещения. "Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет" - а истекшее десятилетие сугубо мирным не назовешь. Вопрос в другом: только ли наше общеизвестное неблагоустройство тому причиной или же дело будет посерьезнее? Ведь сходную печальную динамику продемонстрировали не только русские, но также чешские и мадьярские школьники - при том, что Венгрия и Чехия являются образцами малоболезненной общественной трансформации и неистовым разворовыванием бюджета никак не славятся. В смысле чрезвычайных финансовых безобразий у нас с нашими бывшими социалистическими братьями не так много общего, а общность наблюдается скорее в сфере культурной. И мы, и они с падением железного занавеса испытали культурный шок большой силы, последствия которого выразились в результатах ОЭСРовских испытаний. Железный занавес, наряду со своими прочими функциями, попутно еще и консервировал определенные устои традиционного европейского общества, считавшиеся навеки данными. Например, представление о том, что минимальное владение арифметикой, грамматикой и риторикой (что и испытывали ОЭСРовцы) есть дело всеобще необходимое. Традиционная культура - это в огромной степени культура письменной речи, с чем русские дети теперь так оскандалились, смотря в книгу и видя там фигу. Но трудно было ожидать, чтобы в условиях нынешнего футурошока они увидели бы там что-нибудь другое. Письменная культура так долго и так крепко держалась в России, потому что былым общественным устройством ей были de facto предоставлены почти монопольные права. Аудиовизуальные конкуренты письменной культуры, являющиеся для жителей передовых обществ основным источником познания и развлечения, в законсервированном советском обществе никакими такими конкурентными преимуществами не обладали. Телевидение никак не отличалось живостью, видеопродукция считалась идеологической диверсией, о бытовой комьютеризации (хотя бы на примитивном уровне того времени) и речи не было, и даже считали без калькуляторов (т. е. напрягая абстрактное мышление). А в это застойное время на Западе зачитывались бестселлерами Тоффлера про третью волну и футурошок, где пророк постиндустриального общества радостно разъяснял, что в грядущую эпоху мультимедиа и всеобщего раскрепощения от казарменных оков уходящей индустриальной эпохи надобность во всеобщей грамотности исчезнет, в чем нет ничего страшного, ибо бесписьменные люди будут получать инструкции по пользованию бытовой техникой от звукового синтезатора. Насчет синтезатора пророк погорячился, в остальном как в воду глядел. Сложное и требующее развитых мыслительных навыков извлечение смысла из цепочки абстраткных алфавитных символов обречено отступить перед более простым аналоговым воспроизведением аудиовизуального ряда. Понятно и почему прогнозы Тоффлера в более резкой форме сбываются в бывшем втором мире. На Западе "третья волна" накатывала исподволь, что позволяло исподволь же к ней и приспосабливаться, на детей постсоветского мира она обрушилась стремительным домкратом, после чего искусственно законсервированная староевропейская культура стала стремительно распадаться. Утрата навыков обращения с письменным текстом и соответствующая примитивизация культуры - тенденция универсальная, ибо принципа экономии усилий никто не отменял, а в мире аудиовизульной информации письменные навыки обречены атрофироваться за ненадобностью. Другое дело, что хоть какое-то противостояние этой прискорбной мировой тенденции требует экстраординарных усилий, наши же усилия в образовательной сфере и до ординарных не дотягивают. Спасать арифметику, грамматику и риторику необходимо, но необходимо и понимать всю серьезность беды, ибо дело не в простом просчете - дело в мировом законе.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности