Рунет развивается настолько стремительно, что все существующее в нем более пяти лет кажется похожим на египетские пирамиды. Конкурс сетевой литературы "Тенета" - одна из таких пирамид.
Подведены итоги шестых по счету "Тенет". "Конкурс русской сетевой литературы Тенета-Ринет'2000" - как это называлось официально.
Церемония, проходившая в кинотеатре "Улан-Батор", вышла долгой и несколько сумбурной. Были вручены 27 "комплектов наград", причем почти в двух третях номинаций этих комплектов на самом деле было два: по версии так называемого профессионального жюри, куда действительно входили известные профессиональные литераторы, и сетевого жюри, составленного из победителей и призеров прошлых лет.
"Профессиональное" жюри не взялось оценивать такие сугубо сетевые категории, как "гипертекстовая литература" или "создание виртуальной личности". (Хотя это не совсем понятно: не выводятся же за рамки литературной критики такие явные гипертексты, как "Хазарский словарь" Павича или "Бледное пламя" Набокова? И чем, скажите, бессмертный Козьма Прутков не "виртуальная личность"?).
Москвичи, занявшие первые места, получали годовое подсоединение к Интернету от "Ринета" (отсюда и нынешнее двусложное название конкурса), провинциалы - 150 долларов. Серебряные и бронзовые призеры получали награды "натурой" - книжками победителей прошлых лет.
Некоторые номинаторы и члены жюри сами участвовали в конкурсе. Оргкомитету приходились "разводить" их по категориям: так, поэт Александр Левин, входивший, в частности, в жюри категории "Стихотворения", не мог судить номинацию "Сборники стихотворений и поэмы", где участвовал сам и занял третье место.
Оживление в зале образовалось дважды. Сначала Олег Болтогаев, победивший в номинации "Эротическая проза", выразил сожаление своей неудачей в разделе "Детская литература". Потом на сцену получать приз за второе место поднялся Александр Дугин. Его "Дикое счастье, которого мы удостоились (тезисы о русском патриотизме)", пропустило вперед эссе Владислава Отрошенко "Гоголь и паспорт".
Дугин, занимающий второе место, - это само по себе нонсенс. Он может или быть первым, или же вообще стоять "вне контекста". Но в материализовавшейся виртуальной реальности оказалось возможно и такое - оккультист и теоретик "консервативной революции" с окладистой бородой в бархатном пиджаке степенно проследовал на сцену кинотеатра "Улан-Батор" получить приз за второе место.
Самым наглядным проявлением виртуальности пространства "Улан-Батора" в тот вечер оказался тот факт, что в "сетевой" категории "системно-монографический сетевой проект" конкурса Тенета-Ринет'2000 победил... "Конкурс русской сетевой литературы Тенета-Ринет'2000". Президент и основатель "Тенет" Леонид Делицын извинялся со сцены и уверял, что произошло это по недосмотру: они с координатором жюри Дмитрием Гусевым не остановили вовремя номинатора, выдвинувшего проект, а когда спохватились, было уже поздно.
Такой выверт можно счесть торжеством демократической процедуры. А можно - наглядным проявлением того, как физические законы виртуального мира отличаются от физических законов мира физического. И, мне кажется, это будет вернее. Ведь если вдуматься - номинация конкурса "Тенета" на конкурс "Тенета" - это начало бесконечной цепочки зеркал, то самое восхищавшее Борхеса место из "1001 ночи", когда Шахерезада, забывшись, начинает рассказывать шаху историю про тысячу и одну ночь...
История "Тенет" и впрямь сродни историям Шахерезады. Попробуем ее вкратце вспомнить.
"Тенета" были первый раз по-настоящему проведены в 1996 году. На следующий год произошло их объединение с конкурсом "Арт-Лито", что организовывал питерский писатель и издатель Александр Житинский, "рок-дилетант" журнала "Аврора" 80-х годов.
У новоявленных "Арт-Тенет" появилось профессиональное жюри, куда под председательством Бориса Стругацкого вошли, в частности, Виктор Кривулин, Андрей Битов, Александр Кушнер. Но тогда же конкурс до основания потряс страшный скандал, связанный с попыткой Житинского волевым решением снять с конкурса роман Баяна Ширянова "Низший пилотаж".
Только твердая позиция Бориса Стругацкого, заявившего о невозможности менять правила в ходе конкурса и снимать с него какое бы то ни было произведение по внелитературным соображениям, дало возможность "Пилотажу" выйти во второй тур и в конечном счете победить.
Александр Житинский ушел из "Тенет", забрав с собой большую часть профессионального жюри и организовав "Арт-Лито имени Лоренса Стерна". А подведение итогов Тенета-Ринет'98 очень удачно совпало с думской предвыборной кампанией осени 1999 года, и пышная церемония награждения прошла в Доме кино на деньги СПС с участием Сергея Кириенко.
Дальше был очередной раскол и уход части профессионального жюри в альтернативный конкурс "Улов". Но Делицын собрал очередное жюри, сделав на сей раз упор на литераторов, обжившихся в Рунете, и ввел кое-какие новшества.
И вот очередной год завершен. Что дальше?
Конкурсу следует и впредь меняться. Прежде всего необходимо справиться с огромным количеством работ - в 2000 году 750 авторов представили в 27 категориях 1150 произведений, из-за чего так затянулось подведение итогов. Скорее всего в будущем сетевые литературные конкурсы смогут больше внимания уделять специфически сетевым формам литературы - тем самым гипер- и мультимедийным текстам, которые на "Тенетах" судит только "сетевое" жюри.
Конкурс будет жить. Делицын, на котором лежит тяжелая работа по организации "Тенет", твердо заявляет: прекращение конкурса возможно только в случае форс-мажорных обстоятельств, наступление которых, к счастью, не предвидится. И по-прежнему не желает "сужать поле", оставляя за участниками право выдвижения откровенно слабых работ - в надежде на то, что Рунет все еще остается terra incognita, которая может выплеснуть неожиданные тексты и новые имена. Если же отсекать их еще на этапе выдвижения, то публике все станет ясно и неинтересно, и тогда сам по себе, практически без денег, как сейчас, конкурс существовать просто не сможет.
С этим трудно спорить.