В "Айдан-галерее" на Тверской открылась выставка Владислава Мамышева-Монро "Жестокий романс". Известный художник-травести переоделся Осамой бен Ладеном и совершил прогулку по Москве. Видеодокументация этой прогулки и показана на выставке.
До сих пор художники, чьи выставочные проекты содержали хоть малейший намек на события 11 сентября, оправдывались: дескать, придумали все еще задолго до трагедии. Боялись упреков в коньюнктурности и цинизме. Однако все - и сами художники, и наблюдающие их критики - понимали, что рано или поздно эта тема войдет и в художественный контекст. И вот вошла.
То, что первой ласточкой оказался проект именно Влада Монро (как он назвал себя на сей раз), не случайно. Монро всегда работал с культурными мифами - он изображал Мэрилин Монро (отсюда его псевдоним), Любовь Орлову, героев русских сказок, Гитлера и многих других. Взявшись за образ бен Ладена, он лишь зафиксировал превращение террориста из реального человека в Исчадие Ада, то есть во вполне мифологического персонажа.
Во время своей московской прогулки Монро-бен Ладен посетил "Шереметьево-2", рынок, ходил по улицам, кушал в "Макдоналдсе" и разъезжал в джипе с приоткрытым окошком (кто-то нежно почесывал ему бороду). Ничего плохого не делал - улыбался и напевал известную песенку Вахтанга Кикабидзе. Ту, в которой "по аэродрому, по аэродрому", "полчаса до рейса" и "для кого-то просто летная погода, для кого-то проводы любви".
Реакция очевидцев в фильме не показана, однако ее нетрудно представить. Но вот что есть на видео, так это сама процедура перевоплощения художника в террориста. То есть, так сказать, закулисье. И это, конечно, портит общее впечатление. Дело в том, что Монро неизменно похож на своих героев. Когда, например, он реконструировал жизнь Любови Орловой, у зрителя возникало ощущение, что перед ним подлинные документальные фотографии. Видеть же, как художник натягивает на себя восточный наряд, - сплошное разочарование.
Но демонстрация закулисья наводит и на другие мысли: а вдруг и настоящий бен Ладен это вовсе не реальный персонаж, а какой-нибудь актер, переодевшийся террористом.