Специальный военный трибунал приговорил майора французской армии Пьера-Анри Бюнеля к пяти годам тюремного заключения, три из которых он получил условно. Отбывать срок "изменнику родины", выдававшему сербам планы НАТО, предстоит в знаменитой парижской тюрьме Санте. Он уже провел там 10 месяцев в камере предварительного заключения, так что осталось чуть больше года.
Майор Бюнель не похож ни на преступника, ни на предателя. Невысокого роста, в поношенном костюме, с круглым, незапоминающимся лицом, этот человек внешне был совершенно спокоен. Перед заседанием он не торопясь прогуливался по коридору казарм Дерейи, превращенных в помещение военного суда. Пожимал руки знакомым, обнимался с какими-то родственниками. Охотно говорил с журналистами. И все-таки это был изменник.
Майора Бюнеля арестовали десять месяцев назад. Военная контрразведка обвинила его в передаче секретных материалов врагу. Врагом были сербы, которых готовилась бомбить натовская авиация. Бюнель передал агенту сербской разведки список целей, на которые должны были обрушиться натовские летчики.
Дело было в 1998 году. В то время Бюнель работал в Брюсселе начальником кабинета французского военного представителя при НАТО. Как-то его начальник, генерал Вирот, получил приглашение на обед от полномочного представителя Сербии при Евросоюзе Йована Милановича.
Генерал на обед не пошел, так как знал, что у Милановича плохая слава, его считали югославским разведчиком. А вот Бюнель рискнул пообедать с сербом и после этого практически немедленно согласился работать на сербские спецслужбы. "Никогда не видел столь быстрой вербовки, - признался на процессе Жан-Люк Камар, заместитель начальника французской контрразведки ДСТ. - Бюнель продемонстрировал просто исключительную готовность к сотрудничеству с врагом".
Вскоре после этого французский майор и передал сербу секретные материалы НАТО. Денег не взял. А в ходе судебного процесса Бюнель сделал сенсационное признание. По его словам, он действовал исходя из прямого указания французских спецслужб. Это указание он получил по электронной почте из контрразведывательного центра в Лилле. Цель операции, по словам Бюнеля, состояла в том, чтобы напугать сербов, продемонстрировав им реальность планов НАТО. И заставить Белград добровольно вывести войска из Косово.
И до, и после этой "сенсации" над несчастным майором в ходе процесса много смеялись. Он не производил впечатления очень уж глубокомысленного человека. Чего стоит такое его заявление, после которого зал в очередной раз взорвался хохотом: "Очень мне надо было искать встречи с Милановичем. Мне ведь как раз в это время предстояло по приказу шефа организовать праздник молодого вина божоле. А это ведь не такое легкое дело!" Сообщая это судьям, майор и не думал шутить.
Свидетелями на процессе выступали сразу три генерала, бывшие начальники Бюнеля. Оказывается, майор успел побывать в "горячих точках": в Персидском заливе во время войны с Ираком, в Боснии сразу после подписания дейтонских соглашений. Даже был привлечен к работе на французскую разведку. Но дальше Брюсселя по службе не продвинулся. Это его, видимо, угнетало. "Ты никогда не станешь женой генерала", - говаривал Бюнель своей супруге.
Майора Бюнеля предателем не признали, лишь обвинили в "хороших отношениях с врагом". Статья, по которой его судили, предусматривала до пятнадцати лет тюрьмы. Но во французской армии любят Сербию и сербов. Здесь не могут забыть товарищества по оружию в годы двух мировых войн. Пусть Бюнель действовал и не по приказу спецслужб, но настроения своих товарищей и начальства он отражал точно. И праздники молодого вина, видимо, организовывал неплохо. А это генералы ценят в любой армии мира.