Внимая ужасам войны, зритель должен переживать за героев, а не за деньги, потраченные на билет. Для этого достаточно всего-навсего крепкой литературной основы, приличных актеров и хорошего режиссера - всего того, с чем так не повезло "Перл-Харбору".
Фильм "Мандолина капитана Корелли", в нашем прокате из фонетического целомудрия переименованный в "Выбор капитана Корелли", был снят по бестселлеру британского писателя Луиса де Берньереса, роману настолько популярному, что, по выражению посетителя сайта imdb.com, "все, кто читает в лондонском метро, читают "Мандолину".
Фильм, сделанный автором "Влюбленного Шекспира" Джоном Меддэном, вышел в мировой прокат в августе, поближе к "Оскару", попал в десятку американского проката, получил вялое одобрение прессы, но был раскритикован за то, что не дотянул до книги, и за то, что была выброшена гомосексуальная сюжетная линия - у Луиса де Берньереса один из солдат безнадежно влюблен в капитана. Поскольку картина тем не менее получилась весьма неплохой, роман-первоисточник, до сих пор не переведенный на русский язык, начинает вызывать жгучее любопытство.
В середине войны итальянский десант оккупирует греческий остров, где вместе со своим отцом, местным врачом, живет главная героиня Пелагия (она же Пенелопа Крус). К ним на постой определен капитан Корелли, поклонник оперы и пацифист, постоянно играющий на своей мандолине, которую пришлось освоить и исполнителю главной роли Николасу Кейджу. Несмотря на греческий патриотизм Пелагии и на помолвленного с ней рыбака Мандраса, пропавшего где-то на фронте, итальянская галантность и струнные импровизации под эвкалиптами приводят к тому, что между оккупантом и жертвой оккупации начинается настоящий средиземноморский роман. Между героями почти ничего не происходит, потому что идет война и надо заниматься делом, - даже свой самый страстный танец Пелагия танцует не с Корелли.
Впрочем, и война в фильме до поры до времени такая же - средиземноморская, расслабленная, проходящая под треск цикад и звуки патефона. Все кровавые сражения проходят за кадром, все бобмежки достались "Перл-Харбору", и о том, что пением оперных арий дело не закончится, напоминает только персонаж английского актера Дэвида Моррисси, германский офицер Гюнтер, приставленный к итальянским союзникам для порядку. Моррисси играет стереотипного, но оттого не менее правдоподобного немца - закомплексованного бюргера, который изо всех сил пытается быть таким же легкомысленным, непосредственным и великодушным, как и его новые друзья, чтобы потом снова нахлобучить фуражку на нос и отдать приказ о расстреле тех, на кого он никогда не будет похож.
В отличие от создателей "Перл-Харбора", Джон Мэдден не стал делать войну и любовь равноправными элементами сюжета и валить в одну кучу поцелуи и бомбардировщики. "Выбор капитана Корелли" тем и хорош, что это чистейшая мелодрама, прекрасно сыгранная без лишнего пафоса и с хеппи-эндом, который не раздражает.