В московском парламенте 35 мест - не так уж много по сравнению с большинством других регионов. Учитывая, что Москва это не только столица, но и самый богатый и крупный субъект федерации, борьба за каждое место в городской Думе должна была идти ожесточеннейшая. В провинции за места в местных думах, Законодательных собраниях и курултаях сражаются директора, партийцы, бандиты, чиновники, коммунисты...
"Прям по списку и пойдем..."
На первый взгляд в Москве тоже есть какая-то конкуренция - зарегистрировано 170 кандидатов (почти 5 человек на место), участвуют практически все основные политические силы страны. Но стоит присмотреться - и станет ясно: перед нами не предвыборная борьба, а ее имитация.
С тем, что Юрий Лужков в Москве не просто мэр, а хозяин, никто пока не спорит. Никто не спорит и с тем, что гордума формируется в соответствии с пожеланиями градоначальника. Если на прошлых выборах они были оформлены в "список Лужкова", то сейчас в соответствии с изменившейся политической модой это называется единым согласованным списком кандидатов от четырех партий - "Отечество", "Единство", СПС и "Яблоко". Во время подписания списка (5 ноября) было обещано опубликовать его 16-го - после завершения регистрации кандидатов. Но обнародован он был лишь в минувшую пятницу, 23 ноября.
Раздел столицы
Партийцы поделили между собой все столичные округа: где выдвигается "отечественник" - нет (а точнее, не должно быть) кандидата от СПС, и наоборот. По соглашению "Яблоко" получило 4 округа, три остальные партии - по 7. Оставшиеся 10 округов выделены так называемым независимым кандидатам, из которых шестеро - депутаты нынешней Думы.
Можно почти не сомневаться, что практически все включенные в список кандидаты (может быть, за исключением 4-5 фамилий) после 16 декабря станут депутатами. Во-первых, потому, что москвичи практически никогда не подводили своего мэра, поразительно точно голосуя именно за тех, кого поддержал Лужков. Что здесь от административного ресурса мэрии, а что - от действительного авторитета мэра, сказать сложно. Во-вторых, выбирать москвичам почти не из чего - список кандидатов крайне бледен.
Начать с того, что в нем практически нет знакомых имен: известные люди не идут в Думу. После "самоотвода" Сергея Доренко из ярких персонажей остался лишь коммунист Виктор Анпилов, решившийся выставить свою кандидатуру против "самого" председателя Мосгордумы, кандидата от СПС Владимира Платонова. Он даже подписи избирателей собрал, чтобы зарегистрироваться. Спикер Платонов, например, предпочел внести залог (450 тысяч рублей). Впрочем, он такой не единственный.
Потомственные депутаты
Из 26 депутатов, вступивших в борьбу за переизбрание, 21 человек попал в "единый список", то есть фактически уже обеспечил себе избрание. Это лишний раз подтверждает, что Лужкова устраивает нынешняя покладистая и привычная Дума. Нужно было сделать что-то из ряда вон выходящее, чтобы не попасть в "список". За бортом оказались, к примеру, ветеран столичных парламентов Николай Московченко и Виталий Ковалевский, разругавшийся с руководством московского СПС.
"Выпадание" Ковалевского тем показательнее, что выяснением отношений со столичной парторганизацией занималось большинство депутатов из фракции правых, а поддержки СПС лишился он один. Теперь в 13-м округе будут два кандидата - члена СПС. Еще интереснее ситуация в 27-м округе - нынешний депутат Андрей Широков не только оказался вне "списка" (в который от "Отечества" попал хозяин "Седьмого континента" Евгений Груздев), но и получил кандидата-однофамильца - пенсионера Геннадия.
Появление двойника, за которого по ошибке могут проголосовать сторонники "настоящего" кандидата, - прием, ставший уже привычным на региональных выборах. В Москве на этот раз он применяется еще в двух округах. Например, в 31-м против кинорежиссера Евгения Герасимова выставлен техник ООО "Доходный дом Базис и компания" Александр Герасимов. Путаница избирателям обеспечена.
Две из четырех партий, подписавших "единый список", сами не соблюдают соглашения. Списки их кандидатов, зарегистрированные горизбиркомом, гораздо многолюднее, чем квота в "едином списке". Например, от СПС зарегистрировано 11 кандидатов (вместо 7 в "списке"), от "Яблока" -- 8 (вместо 4). В результате, например, в 4-м округе действующий депутат Игорь Антонов, включенный в "единый список" от "Единства", конкурирует с кандидатом СПС Еленой Гусевой.
Массовка
Кроме "списка четырех" есть и списки "простых" партий. Их всего три - КПРФ, ЛДПР и анархисты. Из 11 коммунистов (Анпилов не из их числа) некоторые шансы, по оценкам наблюдателей, есть лишь у одного, а о 6 либерал-демократах и 2 анархистах можно было бы даже не упоминать. Есть, правда, еще две организации, выставившие своих кандидатов, из которых особенно умиляет партия "Миллион друзей", председатель которой Александр Романович почему-то вместо подписей хотя бы части своих столь многочисленных сторонников представил в избирком денежный залог.
После прочтения списка кандидатов создается ощущение, что Москва - это город разнообразных благотворительных фондов. Каких только названий нет в графе "должности и место работы кандидатов": от общественного фонда социально-экономического развития и поддержки работников образования "Старость и младость" до региональной общественной организации содействия правоохранительным органам по безопасности и борьбе с экономическими преступлениями "Беркут". Немало и людей из научных и псевдонаучных институтов - от Института экономики Академии наук до Института проблем глобализации. Есть журналисты, правда, совсем негородского профиля, вроде главного редактора "Сельской жизни". Как полагается, есть один доцент академии ФСБ и один директор по педагогике спортивного клуба "Самбо-70". Попадаются и рядовые граждане (школьные учителя, пенсионеры), и даже милиционер-боец ОМОНа. Но что-то подсказывает, что в здании на Петровке, 22 (не путать с Петровкой, 38!) будет не слишком много новоселов.
Мелочь
И все же одна серьезная проблема у нынешних депутатов, да и у самих московских выборов есть. Это не кандидаты, которых большинство москвичей не знает ни в качестве претендентов на места в Думе, ни в качестве депутатов. Главная проблема - чтобы эти выборы вообще состоялись. Хотя для этого необходимо, чтобы к урнам пришли всего четверть избирателей, есть серьезные опасения (подтверждающиеся и опросами), что во многих округах народ может до участков не дойти. Этой осенью в одном из столичных районов уже сорвались довыборы в Госдуму - пришло всего 19 процентов.