Не выходя из дома, можно получить практически все что душе угодно. Лидерами по спросу и предложению остаются книги, компьютеры, аудио- и видеоносители. На их долю приходится более 60% всех покупок "на дому". И это неудивительно. Если не считать компьютеры, то эти товары не слишком дороги, востребованы самой динамичной и энергичной частью потребительского сообщества. На сайте виртуального магазина можно ознакомиться с подробным описанием товаров, отзывами критиков и потребителей. Главное, не нужно тратить время на поиски необходимой книги или диска, а покупка в виртуальном магазине обойдется на 5-10% дешевле, чем в стационарных торговых точках. Весьма умеренна и стоимость доставки - 40 рублей в пределах города.
Правда, доставка не всегда бывает своевременной. Например, один из популярных магазинов Оzon.ru обещает привезти товар на следующий день после комплектации заказа. Я же ожидала доставки в течение недели. Даже не знаю, с какими затруднениями пришлось столкнуться сотрудникам магазина, формируя заказ из одной книги. Есть и несомненные плюсы. Такие торговые предприятия позволяют приобщиться к культурным ценностям не только столичным жителям, но также обладателям Интернета по всей стране и даже зарубежным соотечественникам. Товар доставят практически в любую точку мира. Но в этом случае значительно возрастет стоимость доставки. В зависимости от веса, типа и места назначения она составит 65-1350 рублей. Эта услуга востребована теми, кто желает отправить подарок своим друзьям или родственникам за пределы столицы.
А вот продукты друзьям в другой город не пошлешь, но себе жизнь можно облегчить значительно. Доля магазинов, доставляющих продукты и бытовую химию, порядка 10%, но их популярность постепенно возрастает. Сейчас ассортимент крупного продуктового магазина составляет около 15 тысяч наименований. Цены, как правило, не отличаются от среднерыночных, в редких случаях превышают их на 10%. Стоимость доставки - от 35 до 75 рублей. При заказах свыше 600-1800 рублей в зависимости от магазина товары привезут вам бесплатно.
Практически во всех виртуальных магазинах предусмотрены различные скидки и бонусы: за рекомендацию, по дисконтной карте и т.п. Но некоторые магазины, чтобы привлечь покупателей, идут на различные ухищрения. Например, указывают цены без налога с продаж. А в магазине "Служба 77" весовые товары продаются в весьма оригинальных упаковках по 200, 700 или 900 г. Так, 900 г мяса для шашлыка стоит 140,90 рублей. Это типичный пример "лукавой этикетки", ведь в уме очень сложно подсчитать, что привычный килограмм полуфабриката обойдется в 156,56 руб.
Еще одна проблема. По существующим правилам машины, доставляющие скоропортящиеся продукты, должны быть оборудованы холодильником. На практике большинство магазинов обходятся или так называемыми "каблуками", или и вовсе не приспособленными для перевозки грузов автомобилями. Поэтому если нет уверенности в добропорядочности супермаркета, то замороженные продукты лучше на дом не заказывать. Пока курьер доберется до пункта назначения, они вполне могут "дать течь", а вторичной заморозке замороженные продукты подвергать нельзя. Так что безопаснее ограничиться товарами, не требующими специального хранения: напитками, концентратами, бакалеей, свежими овощами и фруктами. Также удобно заказывать товары для дома, корма для животных и т.п.
Вопросы с доставкой решают и в регионах. Как сообщил нам собкор "Известий" в Краснодаре Арарат Петросян, здесь в основном эти услуги берут на себя частные службы такси. Водитель покупает в магазине продукты и доставляет их на дом. Услуги доброго водителя обойдутся в 60-100 рублей, хотя такса проезда на такси в Краснодаре равняется 5 рублям за километр. А по данным собкора "Известий" в Екатеринбурге Сергея Авдеева, заказ и вовсе можно сделать на рынке, но заплатить за это придется на 12-15% дороже, чем в магазине. Во Владивостоке, сообщает собкор "Известий" Олег Жунусов, создана специальная "Служба поручений", которая за 130 рублей доставит на дом все что угодно.
Постепенно виртуальное пространство осваивают магазины, торгующие крупногабаритными товарами. Достаточно сказать, что практически все столичные сети обзавелись виртуальными магазинами. Правда, пока этот тип товаров заказывают довольно редко. "Наш покупатель привык дотошно относиться к крупным по размеру и особенно цене покупкам, - говорит психолог Марина Пигарева. - Срабатывает психологический момент: нужно пощупать, потрогать и помучить продавца-консультанта важными и не очень вопросами". Что же касается знакомства с крупногабаритными товарами в Интернете, то виртуальные магазины частенько занимаются недобросовестным информированием потребителей: в описании не указывают все свойства товара.
Виртуальным магазинам крупной техники не удается привлечь новых клиентов и за счет региональных потребителей. Теоретически технику могут доставить в любой населенный пункт, но на практике все осложняется тем, что доставка осуществляется курьерскими службами. И если учесть их тарифы, то, скажем, холодильник, проделавший путь из Москвы до Урала, станет "золотым".
Трудно перечислить все услуги и товары, которые можно получить, не выходя из дома. Например, можно вызвать машину из химчистки, которая всего за 90-150 рублей заберет ваши грязные вещи и привезет уже чистые; заказать уборку квартиры ($2-2,5 за кв. м) или еду из ресторана (как правило, доставка осуществляется бесплатно).
При всем удобстве виртуальных магазинов "надомный" сервис пока развивается не слишком быстро - из 1000 посетителей виртуального магазина в среднем только 3-4 делают заказ. Впрочем, заказ можно сделать и по телефону. Но и в этом случае без Всемирной паутины не обойтись. Проблема в том, что компании, принимающие заказы, в том числе и по телефону, мало заботятся о наглядной пропаганде и агитации своей деятельности. Каталоги печатаются мизерными тиражами, а представленный в них ассортимент в сотни раз меньше, чем в реальной продаже. Каталоги в Интернете содержат полный ассортимент, но из-за непродуманного интерфейса при знакомстве с ним потенциальные покупатели тонут в потоке неструктурированной информации. В результате более 80% посетителей виртуальных магазинов не могут совершить покупку из-за сложных и неудобных систем регистрации и поиска. Особенно это касается "домашних" пользователей Сети. Учитывая низкую скорость и плохое качество связи, представляете, сколько времени займет просмотр 10-15 тысяч наименований товара.
И последнее. Надежда Заморенова, юрист Международной конфедерации потребителей (КонфОП): "Несмотря на то что электронная коммерция подпадает под действие закона "О защите прав потребителей", виртуальные магазины зачастую не выполняют требования закона и не указывают на сайтах полное название, юридический адрес и телефон. Поэтому если возникают проблемы, то практически невозможно отыскать концы. Поэтому обращайте внимание на выбор магазина. И в любом случае требуйте у курьера документы, подтверждающие покупку (как правило, это накладная), и гарантийный талон. Если вы приобрели некачественный товар на виртуальной площадке законопослушного магазина, то сможете предъявить претензии.
БЛИЦОПРОС
Вы что-нибудь на дом заказывали?
Максим ДУНАЕВСКИЙ, композитор:
- Да, но только не в России. Хотя такой вид покупок очень удобен, здесь я прибегну к такому способу шоппинга, когда проявятся такие же его преимущества, как в Америке или Европе. Там доставка бесплатная, а сами товары гораздо дешевле, если заказываешь их по телефону или через Интернет. В России таких преимуществ, к сожалению, пока не вижу.
Елена АНДРЕЕВА, президент холдинга охранных предприятий "Бастион":
- Нет. Хотя в целом идея неплохая. Сама я еще не готова покупать таким образом, скажем, продукты, приобретая которые я должна внимательно посмотреть на них, оценить качество. Правда, на дом и в офис к нам доставляют воду.
Мария АРБАТОВА, писатель, драматург:
- В последнее время наша семья предпочитает делать покупки через Интернет. Это экономит время и очень удобно, особенно при покупке соков и воды, так как все доставляют домой. Служба, которой мы пользуемся, нас пока не подводила. Странно только, что у нее пока не так много клиентов. Ведь заказ можно делать не только через Интернет, но и по телефону.