Питер Гринуэй - живое подтверждение тому, как высокая культура устной речи может сослужить надежную службу в деле капитализации имени. На упреки в формализме он и отвечал формально, но с блеском и изяществом невероятным. Виртуозные и зачастую бессодержательные построения режиссера пришла послушать самая разнообразная публика - от любознательной ведущей MTV Яны Чуриковой, которая изредка фыркала, до гендиректора РТР Александра Акопова, внимавшего с большим почтением.
Встречу гость начал с того, что кино умерло, но он все равно собирается подводить итоги прошедшего века в монументальном проекте "Чемодан Тулса Лупера", который лишь отчасти можно называть фильмом - будучи художником актуальным, Гринуэй собирается задействовать в нем многие современные средства мультимедиа. Россия, по мнению режиссера, никак не может остаться в стороне от этой затеи, тем более, что и спонсоры здесь нашлись. После разговора со всеми режиссер ответил на вопросы "Известий".
- В ваших фильмах много прямых линий, четких построений. Любите геометрию?
- Мои фильмы до скупости рациональны. Я очень классический режиссер, поэтому стараюсь сохранить и подчеркнуть рамки экрана, которые важны не меньше, чем то, что происходит внутри него. Это влияет на всю композицию фильма.
- Вы сказали, что кинематограф умер, между тем все, те, кто пришел сегодня, продолжают считать вас кинорежиссером.
- Даже если вы усматриваете здесь противоречие, это все равно правда. Я не вижу сейчас ни одного интересного режиссера. Вы видите? Кто они? Все последние по-настоящему интересные режиссеры работали в Германии в 70-е годы: Херцог, Вендерс, Фассбиндер. Все, кто снимает сейчас, только перелицовывают старые идеи.
- Вы не оставляете кино никакой надежды?
- Стоит обратить свой взор к тем, кто занимается видеоартом или работает на MTV. Это люди с новыми визуальными идеями, с новым подходом к манипуляции эмоциями зрителя.
- В Голливуде сейчас полно бывших клипмейкеров.
- Да, но Голливуд очень медленно двигается, он вечно опаздывает, отстает. Все, что там делается - это копирование того, что уже было создано десять, двадцать, пятьдесят лет назад.
- Вы не только режиссер, вы еще известный художник и куратор.
- Если у вас есть деньги, приезжайте в Германию - сейчас мы делаем там проект, который называется "Золото" во Франкфуртском национальном театре. И я постоянно работаю над разными инсталляциями - это не менее интересно, чем кино.