Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пассажир загоревшегося самолета в Анталье рассказал о помощи в спасении людей
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Экономика
Четверть клиентов МФО при введении лимита на займы готовы обратиться к нелегалам
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Экономика
Названы популярные форматы жилья у россиян разных возрастов
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Мир
Эксперт оценил вероятность выхода США из Парижского соглашения
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Происшествия
Пассажирка загоревшегося самолета в Анталье рассказала о долгой посадке судна
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Малый бизнес на большом сословии

Дмитрий Ицкович - человек с хорошим гуманитарным образованием, нашедший свое место и дело в нынешней российской реальности. Принято считать, что всякий гуманитарий - потенциальный нищий и социальный нахлебник, Ицкович - живое опровержение этого предрассудка. Он успешен не только в материальном смысле - дело Ицковича цветет и быстро расширяется, но и в личном - успех дела Ицковича есть прямое следствие его хорошего гуманитарного образования
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
За героями большого бизнеса непонятного происхождения, как и за множеством сломанных сменой законов общественной жизни судеб, мы часто не замечаем тех, кто в постсоветской реальности пользуется свободой действия, а не злоупотребляет ей. Удачные карьеры в наше время гораздо чаще, чем принято считать, строятся на верности, а не на измене личным интересам. Многие интеллигентные - по советским критериям - люди за последние десять лет не только получили шанс реализовать себя, но и с успехом сделали это. Об этих деятельных счастливцах наша газета решила рассказать читателям. Герой первой публикации - Дмитрий ИЦКОВИЧ Проект О.Г.И., а это и есть дело Дмитрия Ицковича и его партнера Дмитрия Борисова, чрезвычайно популярен в московских творчески ориентированных интеллигентских кругах, в том числе и журналистских. Здесь интерес к нему не только профессиональный, но и житейский - поэтические и филологические книжки, выпущенные издательством О.Г.И., в этих кругах читаются, сайт Полит.ру (Ицкович его владелец) посещают, а в заведения О.Г.И. - закусочную-клуб "Проект О.Г.И.", два кафе "PR О.Г.И." (озвучивается "Пироги") и ресторан "Улица О.Г.И." - охотно заходят провести время, благо в каждом из них есть книжный магазинчик. Посидеть, выпить-закусить-поговорить плюс книжку хорошую прикупить или присмотреть - что еще надо уважающему себя трудящемуся интеллигенту? Для особо озабоченных сохранением интеллектуально-творческой формы устраивают литературные и музыкальные вечера, кинопоказ "не для всех", а на "Улице" держат художественную галерею. Не все посещают культурные мероприятия, но всем приятно думать, что они тут же, под рукой. Выбор для дружеского обеда-ужина заведений с аббревиатурой, расшифровывающейся как Объединенное гуманитарное издательство, объясняется просто. Здесь очень демократичные цены (не считая "Улицы" с затейливым и достаточно дорогим меню), своя компания (много знакомых, никаких "крутых", но нет и уличных) и особое обслуживание. О медлительности огишных официанток и официантов (говорят, учащихся гуманитарных вузов) складываются анекдоты. Зато они никогда не хамят, но и не раболепствуют, не пристают с лживо-заботливым "что-то еще?", как сейчас повсеместно принято. Вспомним, в советской жизни официанты (грубые, вороватые и малообразованные хозяева жизни) были социальными антагонистами интеллигентов (вежливых, честных и образованных аутсайдеров). Так что сегодня особенно приятно жить с официантами в мире. В общем, слова "нормальное место для нормальных людей" - не только неофициальный девиз заведений, но и чистая правда. Если считать нормальным человеком того, кто не делает из еды культа (или делает вид, что не делает), принципиально не переплачивает (интеллигент деньги зарабатывает, а потому не сорит ими) и не любит мест с "дизайном интерьера" (в отличие от новых буржуа), потому что дизайн отвратительно влияет на отпускную цену рюмки водки и бутерброда. В заведениях О.Г.И интерьеры без дизайна. Не считая, конечно, "Улицы", где дизайн виртуозно скрывает свое существование и амбициозен только интеллектуально. В общем, здесь все по-домашнему, по-простому - завсегдатаи если и не знают друг друга и хозяев, то вскоре узнают - через общих знакомых. Но это о личном, теперь о профессиональном журналистском интересе. О проекте Ицковича-Борисова много и охотно пишут, а у них самих часто берут интервью. Во-первых, потому что оба умные, хорошо знают и формулируют, что именно хотят сказать. Во-вторых, они честно (расширение О.Г.И от маленькой квартиры до теперешних нескольких популярных московских "точек" прошло у всех на виду) делают нечто социально заметное и абсолютно разумное. На сайте Hartia.ru их дело даже было трактовано как "одно из бесспорных слагаемых гражданского общества в России". И главное, за что привечают, на мой взгляд, журналисты Ицковича, его дело - продолжение его личности. Он не оппортунист, а показательный пример удачливого в бизнесе гуманитария, который не только не открещивается от своего интеллигентства, но и работает на своих. Вообще-то Ицкович уверен, что все заведения О.Г.И. - это просто реинкарнация интеллигентской кухни, где пьют, едят и обсуждают важные мировоззренческие проблемы, то есть жизнь живут. В доказательство во время нашего разговора на "Улице О.Г.И." Ицкович регулярно кидался хлебными шариками в декольте розовощекой официантки, то есть вел себя естественно и демократично. Интервью с ним шло легко - мы говорили по-свойски, хотя и не были до этого лично знакомы. Разговор, правда, затянулся - по законам интеллигентского общения я ему тоже много чего рассказала. Избранные места из разговора с Ицковичем - Дима, кем вы были до 92-го года? - Учился в Тартуском университете, зарабатывал деньги как репетитор, сторож и дворник - само собой, как точильщик ножей, ножниц, мясорубок. Такая нормальная сильно мусорная трудовая книжка. - И что же вы, москвич, в Тарту по вдохновению направились? - Ну в Москве меня бы в университет не приняли. Но другая сторона, более важная, - поехать учиться к Юрия Михайловичу Лотману было хорошо. Тарту ведь тогда, как это свойственно империям в своих окраинах, был центровым интеллектуальным местом. Да и профессия филолога была не самой плохой в 70-80-е годы. Для человека, идеологически ангажированного, с определенным жизненным энтузиазмом выбор этой профессии был очень обоснован. Это был своего рода способ самоопределения. - Мне кажется, деятельные люди могут верно определиться в любое время. Тогда научная карьера давала социальное положение, заработок. Теперь это дают другие занятия. - Все гораздо сложнее. Качественное образование накладывает постоянный контекстный подход и иногда чисто процессуальную деятельность затрудняет. В те времена я не ставил перед собой стратегических карьерных задач, было понимание своего локального места в жизни, в каких-то интеллектуальных ее проявлениях. И был сильный социальный пофигизм. Можно было работать грузчиком на Бадаевском заводе, но надо было находиться внутри определенного интеллектуального сообщества и ему соответствовать. - А если из 92-го года посмотреть на вашу сегодняшнюю жизнь, то она могла увидеться такой? - В том горизонте деятельности, которая тогда передо мной разворачивалась, бизнес не предусматривался. Если бы у меня был меркантильный менталитет, то короткой карьерой была бы эмиграция. - С чего начался "Проект О.Г.И."? - Мы считаем, что с 92-го года, с выпуска книги "Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина" Георгия Александровича Лескиса, он был моим учителем. Позже мы издали его книгу о Булгакове, а сейчас готовим о Толстом. Ключевым моментом стала смерть Юрия Михайловича Лотмана. Мы к тому времени разочаровались в случайных деятельностях, когда все равно что делать, что издавать. А тут я и группа моих друзей - старших и младших - выпустили большую книгу - первый лотмановский сборник, который был достаточно важен в интеллектуальной жизни Со сборника мы себя начали идентифицировать как гуманитарное издательство, начались разные проекты, все завертелось. Каждая наша деятельность самостоятельна, но у нас есть и некоторое общее стремление, которое касается всех абсолютно проектов. Каким бы продуктом мы ни занимались - будь то кафе, ресторан, книга, интернет-издание, - мы прежде всего занимаемся потребителем. С одной стороны, мы должны повышать возможности спроса, то есть удешевлять, с другой - повышать качество и статус проекта, его идеологическую и репутационную нагруженность. У нас ведь, знаете, есть свои ноу-хау. Мы, например, знаем, как в России сделать кафе интеллигентным местом. - Открыть в нем книжный магазин. - Но это только один из ходов. Другой - сделать так, чтобы там проходило не сто, а тысяча человек, и держать низкую цену. И чтобы разный потребитель книг и разный потребитель общепита могли совпасть. Мы считаем, что наша аудитория большая. - А мне-то казалось, что ваш успех в том, что вы нашли своего специфического потребителя. - А вы можете его описать? - Средний человек, со средними доходами и интеллектом. Как я. - Вы начали описывать представителя среднего класса. И сколько таких в Москве? Я считаю - большинство. - Мне кажется, что почти все люди в Москве такие, как я. Сам город нас держит в некоторой системе, в определенной форме. - И город, и дом, и семья, и традиции, и общая атмосфера. Дело в том, что наши проекты социализирующие. Существуют способы городской социализации, которые мы в себя включаем. Мы коммерциализируем интеллигентско-кухонные сервисы. То, что человек получает в "Пирогах", он не получал в фабричной столовой, зато получал у соседа на кухне. И большинство населения может стать потребителем сервиса в соседнем кафе - помолчать со стаканом вина или выпить его в обществе соседа. Это касается и книг. Есть ведь клубы любителей детективов, а интеллектуальная книга тем более социализирует. Вот мы с вами собрались и что обсуждаем? - Вас. - Стихи, например. И это правильно - мы с вами должны обсуждать стихи, иначе что есть платформа, на которой мы выверяем свое общение, настроение, взгляды. - Ну а интернетовские проекты. Появилось ведь много сайтов, подобных Полит.ру. - Он как был уникальным, так и остался. Где вы видели еще проекты, которые ангажированы только интеллектуально? Как была граница между двумя мироощущениями, так и осталась - между детерминизмом и терминизмом, между людьми, которые допускают свободу и не допускают ее, это переносится и на все остальное. Для меня проект Полит.ру, - это принципиальная площадка, форпост моего мировоззрения. Мы ведь люди осваивающие пространства. Хотя у меня нет такой специальной амбиции. Будь жизнь более устроенной - в демократических институтах, в гражданском обществе, - я не уверен, что моя деловая активность была бы такой же. А зачем? - То есть вы делаете то, что должно быть, но никто кроме вас почему-то этого не делает. - И это надо сделать. Если сделать правильную вещь, она будет рентабельной. Заполнение пространства предполагает и рыночное его развитие. Если мы не будем здесь достаточно агрессивны, то нам останется только молиться, чтобы никто не сделал этого до нас. - А насколько ваша деятельность интуитивна и насколько просчитана? - Как во всяком развивающемся бизнесе, есть блок интуитивный, есть маркетинговый. Мы развиваем сейчас маркетинговый блок в издательском деле, а гастрономическая часть уже давно им обложена. Большой проект в Матвеевском, который мы готовим, обсчитывается со всех сторон. Например, мы имеем гипотезу, что потребитель наших книжек и кафе является и потребителем полуфабрикатов. Это интуиция, а специальные люди ее посчитают. Но наша основная гипотеза - гипотеза нормальности. Твое личное представление о нормальности и то, насколько ты его можешь экстраполировать на других людей. У нас, конечно, не все получается, у нас колоссальные риски и в бизнесе, и в жизни, и в общественной жизни. Но есть определенная уверенность - а она залог конечного результата - мы органичны. Еще одно важное понятие - интеллигенция. На наш взгляд, это страта, которая несет в себе очень много положительного. И это пока единственное в России основание, на котором можно строить позитивное будущее. Не утопическое, когда есть правящее нечто, пролы и интеллект. А когда есть культура, нормальная циркуляция духовности... - Только не надо о духовности! - Ну давайте, Оля, придумайте другое слово. Я правильную вещь говорю, духовность связана и с общей религиозностью, и с принципиальным выбором. Только на этой платформе можно совершать что-то. - А теперь честно - откуда начальные деньги? - А в каком году? В 1991-м? А какие тогда нужны были деньги? Все, что мы делаем, - от земли. И издательство - от земли, такие книжки выпустили, такие запустили, нашли клиента, взяли кредит, попались на дефолте, выпутались. У меня не было финансового плеча. Не было возможности кредитоваться - подо что? Ни домов, ни пароходов. Но как-то потихонечку... То же самое с общепитом. Запуск "Проекта О.Г.И." был очень дешевым. Знакомые скинулись - дружеская инвестиция. Все, что мы делаем, легко щупается. У нас есть неудачи, но мы каждую свою неудачу пальчиками щупаем. Посмотрите, общепитовские и интернетовские проекты, построенные сверху, как правило, падают. Люди получили деньги, у них задача - распределить. А у нас девочка, работавшая уборщицей, стала финансово ответственным человеком. Официантки вышли в управляющие и администраторы. Мы хотим в этой среде сделать свой образовательный центр. Мне ведь знаете, что дорого? Личная активность. Нам очень хочется делать наше дело, и очень хочется, чтобы все наши люди были ангажированы нашей позитивностью.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир