Строительство крейсера на Николаевском черноморском судостроительном заводе имени 61 коммунара было начато в 1986 году, на воду корабль спустили уже в 1988-м, но в 1992 году работы на "Варяге", построенном более чем на 67 процентов, были законсервированы из-за отсутствия финансирования, а ВМФ России отказался от крейсера в пользу Украины. Шесть лет он простоял на судостроительной набережной завода. В 1998 году Национальное агентство Украины по реконструкции и европейской интеграции объявило тендер на продажу крейсера, главным условием которого был запрет на использование "Варяга" в военных целях. Корабль, затраты на строительство которого достигали 100 миллионов долларов, был продан за 20 миллионов китайской туристической компании "Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada", которая сообщила, что крейсер будет превращен в один из крупнейших в мире развлекательных центров. Продажа "Варяга" позволила Николаевскому заводу возобновить работы по достройке ракетного крейсера "Украина" и отчислить в госбюджет около 30 миллионов гривен.
К новому месту жительства - порту Далянью - в свой первый и последний поход "Варяг" должен был стартовать еще 14 июня 2000 года, но застрял в Черном море еще более чем на год из-за того, что Турция отказалась пропустить через пролив Босфор неустойчивый крейсер с огромной осадкой, влекомый пятью буксирами. Анкара мотивировала свою неуступчивость тем, что даже в недостроенном состоянии, без двигателя "Варяг" может принять на борт несколько десятков военных самолетов, а следовательно, представляет угрозу для государственной безопасности Турции. В итоге "Варяг" пропустили через Босфор только несколько дней назад.
Не став реальной угрозой для турок, уже беспомощный, но по-прежнему гордый "Варяг" изрядно напугал греков, в воскресенье утром оборвав канаты всех трех буксиров и при девятибалльном шторме уплыв в пролив между островами Эвбея и Скирос. В посольстве России в Греции, ссылаясь на информацию в греческих СМИ, "Известиям" рассказали, что семеро членов команды "Варяга" были эвакуированы с судна всепогодным вертолетом "Суперпума" на одну из военно-морских баз в районе города Элевсина. Сотрудники пресс-службы посольства не смогли подтвердить информацию, что трое моряков являются гражданами России; по их мнению, это может быть ошибкой греческих СМИ, все еще путающих россиян с украинцами. При высоте волн в 9-14 метров вчера днем корабль все-таки удалось вновь привязать к буксирам и удерживать от побережья Эвбеи на безопасном расстоянии - около пяти морских миль. По мнению начальника отдела внешних экономических связей Николаевского завода Владимира Кузьменко, ничего чрезвычайного с "Варягом" не произошло и "процесс идет нормально".