Следователи, работающие на АПЛ "Курск", продолжают извлекать из разрушенного атомохода тела членов экипажа субмарины. Труд скорбный и нелегкий психологически. За каждым шагом операции следит страна. Следят журналисты. Следят родственники моряков. Они надеются похоронить на родной земле останки погибших на дне Баренцева моря близких. Вчера такая надежда появилась и у вдовы капитана подводного крейсера Геннадия Лячина Ирины, у его сына Глеба и дочери Дарьи.
Официальные лица не подтвердили информацию о том, что найдено тело капитана Лячина. Однако сообщили, что рядом с каютой капитана, расположенной в третьем отсеке "Курска", все же было найдено тело еще одного моряка, погибшего в августе 2000 года на дне Баренцева моря. Принадлежит ли оно Геннадию Лячину, пока неизвестно. Тело доставлено в военный госпиталь в Североморске, где проходит опознание членов экипажа субмарины.
По словам генерального прокурора России Владимира Устинова, найденное тело не могло принадлежать командиру подлодки. Лячин был человеком высокого роста, утверждает прокурор, а найденный моряк "таким параметрам не отвечает". Тем не менее Устинов заявил, что подобные сообщения (он их назвал слухами) вполне могли появиться: в среду в каюте Лячина, расположенной в третьем отсеке, следователи обнаружили его личные вещи, а также фрагменты рабочей одежды командира экипажа "Курска".
Руководитель пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий рассказал "Известиям", что следователям удалось найти в капитанской каюте еще и служебное удостоверение с фотографией Лячина. Владимир Навроцкий не исключил, что среди поднятых из второго и третьего отсеков человеческих останков судмедэксперты все же смогут опознать и тело командира субмарины.
Впрочем, идентифицировать останки многих подводников, которых катастрофа застала во втором и третьем отсеках, будет чрезвычайно трудно. Возможно, на сложнейшие генетические экспертизы потребуются многие месяцы - внутренности второго отсека были сметены и практически уничтожены двумя страшными взрывами, которые произошли в носовой части лодки. 35 подчиненных Лячина, которые по штатному расписанию могли находиться там в момент трагедии, и сам командир погибли практически мгновенно. Так говорят следователи. И добавляют: в третьем отсеке командир атомохода в условиях чрезвычайной ситуации и объявленной тревоги находиться просто не мог. Его место в такой ситуации - второй отсек. Но убийственная сила взрывов могла внести изменения в такой "расклад".
Все подводники равны перед смертью, как все люди вообще. И все-таки найти тело командира субмарины - особая доблесть. Все, кто работает сейчас на "Курске", в один голос говорят: мы будем биться до последнего. Чтобы среди тех, кого предадут земле, было и это имя. Геннадий Лячин. Капитан 1 ранга.
"Известия" продолжают начатую в эту среду серию публикаций о погибших моряках "Курска" - мы расскажем о каждом.
Геннадию ЛЯЧИНУ 1 января исполнилось бы 47. Его родители с морем никак не связаны - были рабочими. Геннадий выбрал другую судьбу. После школы, в 1972-м поступил в знаменитый Ленком - высшее военно-морское училище подводного плавания. Свое первое офицерское звание лейтенанта получил в 1977 году. Отправили служить на Северный флот. Несколько лет прослужил на дизельной подлодке. Затем - как поощрение - перевели на атомную. Через 19 лет Лячин получил, наконец, "свою" лодку - "Курск".
- Он был хорошим товарищем, заядлым футболистом, - рассказала "Известиям" Валентина Развалова, директор волгоградской школы № 85 (после трагической гибели "Курска" школа носит имя Геннадия Лячина). - Учился неплохо, "троек" не было. Самый высокий мальчик в классе, девчонки на него заглядывались, а он - скромный, настойчивый, всегда знал, чего хотел и добивался этого.
С будущей женой Ириной они сидели за одной партой. Юношескую влюбленность сумел сохранить до конца. Сутками пропадал на службе, но иногда удавалось вырваться днем, прибежать домой и приготовить обед для семьи. Любил делать сюрпризы... Две вещи были главными для него: семья и море. Или - море и семья. Что главнее? Ответила за него жизнь. И смерть. Он остался со своим экипажем. Навсегда.