О заинтересованности индийской стороны в приобретении Ил-214 было заявлено еще в феврале нынешнего года во время проведения авиасалона в Индии. За это время стороны успели договориться о подготовке бизнес-плана. Сегодня над его проектом и выполнением технических заданий работают специалисты индийской корпорации "HAL", АКБ имени Ильюшина и ИАПО. Доли участия российской и индийской стороны распределятся 50 на 50.
Серия удачных для иркутян проектов стала следствием участия в международных авиасалонах, в том числе последнего - "LIMA-2001" - на малайзийском острове Лангкави. Именно там получили будущие перспективы еще несколько разработок ИАПО. В Иркутске заявляют, что самолет-амфибия Бе-200 перестал быть опытной машиной и стал реальным товаром. В настоящее время интерес к двухсотой "бешке" проявляют более десяти стран.
Сегодня ИАПО делает все возможное для победы в тендере на поставку ВВС Малайзии Су-30. Большое внимание к этому самолету проявили премьер-министр Малайзии Мохадхир Мохамад, министр обороны и главком ВВС. Малайзийская сторона во время проведения авиасалона объявила о том, что Су-30 МК, наряду с F-18 E/F производства концерна Boeing, являются основными претендентами на заключение контракта на поставки военной авиатехники. Иркутяне подписали протокол с малайзийской компанией Sapura о совместной работе по этому проекту. Предполагается, что Sapura, специализирующаяся на производстве электроники, будет помогать в продвижении российского истребителя на малайзийский рынок. Если контракт на поставку самолетов будет подписан, то бортовым оснащением истребителя займется Sapurа.
Соглашение заключено и с французской фирмой THALES, имеющей тесные связи в Малайзии. "Для малайзийских ВВС на базе Су-30 МК может быть изготовлена специальная версия "сушки" - Су-30 МКМ, - начиненная иным бортовым оборудованием", - пояснил технический директор ИАПО Александр Вепрев. По его словам, Су-30 МК имеет высокие шансы на победу в тендере: у истребителя Су-30 МК аэродинамические показатели в 1,5 - 2 раза, а маневренность в ближнем бою на 30% выше, чем у американского конкурента. Опасения у представителей ИАПО вызывает только один факт - Малайзия уже сотрудничала с Иркутским авиационным производственным объединением и осталась недовольна слабым сервисным обслуживанием купленных самолетов.
Итоги конкурса на поставку истребителей для ВВС Малайзии будут подведены в течение полугода. Сумма предполагаемого контракта является коммерческой тайной, но, как сообщил Александр Вепрев, объем малайзийского контракта несколько меньше индийского. Напомним, что контракт с Индией на поставку истребителей Су-30 МК - самый крупный в России военный контракт за последние несколько лет.
В соответствии с соглашениями индийские ВВС получат 50 самолетов Су-30. В рамках программы испытаний первая партия из четырех "сушек" для Индии передана в ОКБ "Сухой". Успешное завершение испытаний сделает возможным поставку заказчику первой партии из десяти Су-30МКМ в начале 2002 года.