- Осенью, отъезжая утром от дома, не торопитесь, - говорит мастер спорта Сергей Васильев. - Прогрейте двигатель, а за это время специальным резиновым скребком смахните со стекол испарину и нападавшую за ночь листву и, самое главное, хорошенько провентилируйте салон. Если этого не сделать, то стекла могут запотеть изнутри даже в самом современном автомобиле. Постарайтесь хотя бы в первые минуты поездки не курить. Табачный дым оседает на влажных холодных стеклах и образует очень прочную коричневатую матовую пленку. На ней, в свою очередь, очень хорошо задерживается грязь.
В старых "классических" моделях "Жигулей" в холодную влажную погоду запотевают задние стекла и стекла дверей. Не забудьте, как только двигатель чуть прогреется, включить обогреватель заднего стекла, а в первые минуты поездки держите слегка приоткрытыми стекла обеих передних дверей. В "Жигулях" очень полезно у заднего стекла установить специальный автомобильный вентилятор. Он эффективно очистит запотевшее стекло, а зимой сможет быстро продуть небольшую "амбразуру" в заледеневшем стекле даже при неработающем отопителе.
- В пасмурную погоду не забудьте включить габаритные огни, - продолжает Сергей Васильев. - Особенно если ваша машина серого, зеленого или темно-коричневого цвета. Если же на улице идет дождь, то включите фары.
- Выехав на дорогу, будьте осторожны в тех местах, где на дороге лежит много опавших листьев, - рассказывает мастер спорта Василий Карпинский. - Здесь сцепление шин с дорогой заметно ухудшается, и машина может заскользить всеми четырьмя колесами. "Поймать" автомобиль в такой ситуации бывает нелегко, даже если он снабжен защитой от блокирования и пробуксовки колес. Впрочем, чтобы этого не случилось, на засыпанных листвой местах нужно просто быть внимательным, не совершать резких маневров и по возможности не тормозить. Если идет дождь или, еще хуже, дождь со снегом, то такие места становятся скользкими ничуть не меньше, чем мартовский лед.
-- Будьте особенно внимательны, выполняя в такую погоду маневры по перестроению, - добавляет мастер спорта Григорий Кулага. - Помните, что едущие сзади вас водители могут на скользком покрытии просто не успеть отреагировать на ваши действия. Поэтому перед перестроением подавайте сигналы чуть раньше, чем делали это летом, а собираясь тормозить, заранее слегка троньте педаль тормоза ровно настолько, чтобы загорелись стоп-сигналы, и лишь спустя секунду-другую начинайте тормозить.
- При торможении следите за тем, чтобы колеса не сорвались в скольжение, - говорит Сергей Васильев. - Помните, что автомобиль управляем только до тех пор, пока колеса вращаются, если же они скользят, то машина превращается в летящий в произвольном направлении по катку кусок металла.
Чтобы не блокировать колеса, нужно потренироваться и научиться применять торможение двигателем. Для снижения скорости движения этого в большинстве случаев бывает достаточно. Если машину нужно остановить, то торможение двигателем нужно сочетать с работой педалью тормоза. Но и здесь нужно стараться не тормозить резко (двигатель заглохнет, а колеса окажутся заблокированными и см. выше). Нажимать на педаль тормоза нужно плавно, и, как только будет достигнут предел, близкий к срыву колес в скольжение (этот момент нужно научиться чувствовать), педаль нужно слегка отпустить и после этого нажатие повторить с несколько большим усилием.
Постепенно наращивая усилие на тормозной педали и одновременно переходя с высших передач на низшие, машину можно остановить даже на абсолютно голом льду. Спортсмены-автогонщики, да и просто опытные водители активно пользуются этим приемом. Кстати, и на машинах, снабженных антиблокировочными системами (АБС), такой способ торможения бывает полезен.