Сергей ЛИВНЕВ - персона в российском киномире более чем известная. Именно он, по легенде, некогда родил идею фильма "Асса" (в итоге стал соавтором сценария). Потом - уже без легенды - перешел в режиссеры (снял, в частности, фильм "Кикс" - один из первых российских фильмов западной внешности) и кинодельцы (стал создателем, наряду с Тодоровским-мл. и Толстуновым, студии "ТТЛ"). Впоследствии вышел в гендиректоры студии Горького и главные пропагандисты малобюджетного кино. Многим сей проект нравился (куча модных в узких молодежных кругах картин типа "Упыря" и "Мытаря"), кому-то нет. Теперь Ливнев живет в Америке, работает с легендарным режиссером и известным продюсером Роджером Корманом и приезжает в Россию в качестве американского кинодельца. Корреспондент "Известий" Мария КУВШИНОВА встретилась с Сергеем Ливневым на его новой деловой территории.
- Чем вы теперь занимаетесь?
- Через три недели запускаем картину в Ялте. Это средневековая сказка-фэнтези про злого волшебника, который отнял у доброго старого короля его принцессу. Три недели назад в Минске Михаил Пташук закончил картину про еврейскую девушку из Нью-Йорка. В июне 1941 года она приезжает в Белоруссию, откуда в свое время уехали ее родители, чтобы записать песни на идиш и петь их на Бродвее.
- Вы видели предыдущий фильм Пташука "В августе 44-го"?
- Да. Потому и предложил ему со мной работать. Чем дальше, тем больше меня интересует военная тема. Есть еще один проект, уже не имеющий отношения к России, - про двух братьев-близнецов, которых разлучили еще в детстве. Потом, во время Второй мировой, один из них становится немецким асом, а другой - британским.
- Вы следите за ситуацией на студии Горького?
- Слежу. Считаю, что принято правильное решение: отделить собственно студию, производственную базу, от прав на фильмы.
- Студия Горького в некотором роде продолжает традиции вашего малобюджетного пакета. "Русский водевиль", например…
- Идея "Водевиля" появилась еще при мне. Мы предложили Грамматикову снимать одну из серий - с тех пор он благополучно присвоил себе авторство этого проекта. По-моему, это единственное, что сделано там с момента моего ухода. Может быть, сейчас что-то изменится: теперь всем фактически руководит другой человек, а Грамматиков занимается в основном архивом. Я, наверное, предпринял последнюю попытку превратить старую советскую киностудию в продюсерскую компанию, которая производит фильмы. В принципе, вполне закономерно, что в процессе приватизаций старых студий они превратятся в компании, которые владеют имуществом и сдают его в аренду.
- Вы слышали, что в России хотят построить на юге свой русский Голливуд?
- Думаю, что русского Голливуда быть не может: поздно уже. Одного Голливуда вполне хватает на весь мир. Видимо, так будет всегда.
- Как началось ваше сотрудничество с Роджером Корманом?
- Пришел к нему и сказал, что я тоже классик малобюджетного кино. Поговорили, стали работать. Чем я мог быть интересен в Америке на первых порах? Тем, что могу обеспечить качество не хуже, но дешевле. Это был единственный способ стать там продюсером.
- Скандал после вашей отставки не помешал вашей карьере на Западе?
- Нет. Во-первых, в Америке никто не читает советскую прессу. Во-вторых, там ничего не стоят ни хорошие, ни плохие отзывы. Ты можешь приехать и привезти кучу регалий, но это никого не заинтересует. Когда они спрашивают: "Какой у вас опыт?" - имеется в виду, какой у вас опыт в Америке.
- Выйдет ли в России фильм "Гладитрикс", в котором вы были продюсером, а одну из ролей сыграла певица Юлия Чичерина?
- Я издалека и не очень заинтересованно следил за судьбой этой картины в России. Еще в процессе производства продал российские права на прокат. Насколько я понимаю, фильм не успели толком выпустить, зато успели быстро запиратить, и он продается в разных обложках в киосках.
- А за границей?
- У фильмов Кормана автоматически есть прокат. Корман никогда не запускает фильм, если 2-3 раза все не обдумает. Я не сказал бы, что он дает мне какие-то советы. У него очень четкое понимание того, какой фильм ему нужен, - точное, но довольно общее, состоящее из нескольких аспектов, важных с точки зрения коммерции. Корман ставит очень мало условий - ясных, простых и обязательных для исполнения. Для меня он является одновременно дистрибьютором и одним из инвесторов - половина денег его, вторую нахожу я.
- Насколько вообще реально для российского продюсера добиться чего-то в американской киноидустрии?
- Ровно в той же степени реально, как для человека из любой другой страны. Актерам мешает акцент, сценаристы не могут писать качественные диалоги на чужом языке... А продюсеры и режиссеры работать там могут. Но проблема в том, что в России нет таких режиссеров, а тем более продюсеров, которые могли бы в Америке на что-то претендовать.
- А вы?
- А я могу, претендую, добиваюсь и добьюсь.
- То есть мы увидим когда-нибудь настоящий американский блокбастер, в титрах которого будет значиться продюсер Сергей Ливнев?
- Я в этом нисколько не сомневаюсь. У меня всегда получалось все, чего я хотел.