Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Политика
В ГД допустили кражу Евросоюзом доходов от активов РФ под предлогом помощи Киеву
Общество
Умерла бывшая глава департамента образования Москвы Кезина
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Политика
Путин завершил инаугурационную речь словами «Вместе победим»
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Мир
Евродепутат обвинила США в «агрессивной торговой войне» против ЕС

Маэстро вернется

В Большом зале петербургской Филармонии Дмитрий Башкиров, вот уже десять лет живущий в Мадриде, дал сольный концерт к 100-летию Владимира Софроницкого. Это первое за три года его выступление в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
1 ноября Дмитрию Башкирову исполняется 70 лет. Он один из последних великих представителей русской фортепианной школы. Чуть высокомерный, всегда окруженный преданными поклонниками, прекрасно умеющий произвести фурор, он неизменно ведет себя как настоящий мэтр - легендарный пианист и педагог, много лет преподававший в Московской консерватории и воспитавший целую плеяду учеников (среди них такие известные сегодня мастера, как Дмитрий Алексеев, Николай Демиденко, вьетнамец Данг Тхай Шон). Сам Башкиров учился сначала в Тбилиси, у прославленной пианистки Анастасии Вирсаладзе, а затем в Московской консерватории, у Александра Гольденвейзера - корифея русской фортепианной школы, который играл еще Льву Толстому в Ясной Поляне. Тот же Гольденвейзер сказал о Башкирове, пожалуй, самое главное: "У него есть свойство, которому трудно научиться: исполнительский талант, способность своим исполнением увлекать аудиторию". Башкиров и в самом деле увлекает. Его выступления всегда отличаются особым артистизмом и импульсивностью, он часто импровизирует прямо на сцене, поддаваясь настроению зала и тем самым как бы общаясь с публикой. Он играет в основном романтический репертуар (в том числе Шуман, Шопен, Скрябин), но в то же время многим запомнилось его исполнение Концерта Германа Галынина. Последние десять лет Дмитрий Башкиров живет и работает в Мадриде. В музыкальных кулуарах Москвы и Петербурга давно говорят, что на родину он не вернется. Теперь выясняется: это не так. ПРЯМАЯ РЕЧЬ - Дмитрий Александрович, правда ли, что вы больше не собираетесь приезжать в Россию? - Я действительно не собираюсь приезжать: я собираюсь вернуться насовсем. И жить в Москве. Только там я чувствую себя по-настоящему дома. Мы вернемся где-то через год - осенью 2002-го. А 4 ноября я сыграю концерт в Большом зале консерватории. - Вы профессор Высшей музыкальной школы королевы Софии. Неужели теперь, после 10 лет работы там, покинете ее? - Это зависит не от меня, а от школы: если там примут мои условия, главным образом финансовые, я буду продолжать работу. Все, кто там преподает, а это лучшие музыканты и педагоги Европы, конечно, не живут постоянно в Испании, а лишь "наезжают" туда. В Мадриде, кстати, пока не знают, что я готовлюсь к возвращению домой. - Как развивается ваша школа? - Совершенно автономно. Во-первых, там ограниченное количество учащихся и профессоров. У меня, например, фортепьянная кафедра, где двенадцать студентов. Это учебное заведение, изначально задумывавшееся как благотворительное, со временем все-таки стало платным. Но я настоял, чтобы студенты из посткоммунистических стран учились бесплатно. - Школа - это ведь не только здание, в котором проходят занятия. В обиход европейской музыкальной педагогики уже давно вошло понятие "школа Башкирова". - О, это не мне судить. Есть большое количество людей разных поколений - от 50 до 15 лет - которые у меня учились и которым удалось себя реализовать, их имена знают в мире. Но дело не только в этом. Просто у них есть определенные приоритеты, взгляд что ли. Хотя я стараюсь не переносить свою манеру исполнения на других - это губительно для индивидуальности. Мое дело направить, привить стиль, артистизм, комплекс навыков, которые принято называть умением играть на рояле. И все это - не мешая голосу натуры. Хорошее, талантливое обязательно многообразно. Посредственность - одинакова, и я стараюсь не иметь с ней дела. - Знаменитая во всем мире русская исполнительская и педагогическая традиция еще существует или размывается, вернее, разъезжается по этому "всему миру"? - Сейчас нет разделения школ, национальная школа существует за счет отдельных личностей. Одна из основополагающих традиций русской фортепьянной школы - особое звучание инструмента, интенсивность переживания, "музыкальные поля". Кто нынче занимается этим? - Можно ли говорить о том, что наша музыкальная школа, в советское время находившаяся в состоянии сегрегации, теперь ассимилирована? - Скорее интегрирована. Но ничего пессимистического в этой неизбежной интеграции нет: она впитывает хорошее и новое из других европейских школ, взамен отдавая свое. - Несколько лет назад в Петербурге с успехом прошел фестиваль "Башкиров и ученики". Нет желания продолжить? - Было бы замечательно, но у меня нет времени заниматься огрвопросами. Вернусь - посмотрим. Аналогичные акции проходят и в Европе. Сейчас, например, пришло приглашение сделать "Неделю Башкирова" в Париже. - А в Москве предложения есть? - Из Московской консерватории, с которой я связан десятилетия. Это приятно, конечно, но я еще не решил. За 10 лет я слишком привык к свободе, чтобы погружаться в ситуации, ничего общего с творческими не имеющие. Вообще же мой рабочий график расписан по дням на ближайшие два года. Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург
Комментарии
Прямой эфир