Дэвид ЛИНЧ приехал на 39-й Нью-Йоркский фестиваль со своим новым фильмом "Малхолланд Драйв", который наконец нашел своего американского дистрибьютора, а на наши экраны выйдет зимой. Фильм о странных взаимоотношениях двух девушек в Голливуде - типично "линчевский": он полон загадок, сюрреалистических ходов. Как всегда у Линча, рядом с обычным миром существует параллельный и бродит некто, похожий на "твинпиксового" Оборотня Боба. Об этом проекте, который (сенсация!) может стать последней работой режиссера в кино, Линч рассказал корреспонденту "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- Про ваш предыдущий фильм - "Простую историю" - говорили, что это "новый реализм". О запутанном по структуре "Малхолланд Драйве" этого сказать нельзя.
- Да что вы. "Малхолланд Драйв" - это абсолютный реализм.
- "Простая история" очень напугала ваших преданных поклонников: все решили, что вы изменили себе. Можно ли считать "Малхолланд Драйв" возвращением к прежнему стилю, неким поворотным моментом?
- Не знаю. Каждый фильм по-своему - поворотный момент. В процессе производства фильм пережил большие перемены. Проект начинался как телесериал для канала АВС, потом, когда пилот был отвергнут, пришлось доснимать и переделывать его в полнометражный фильм. Форма изменилась, что для меня стало очень интересным опытом.
- Кино и телевидение обычно требуют разного подхода?
- Это одно и то же. Ты ведь снимаешь фильм - не важно, что он пойдет на маленьком экране.
- Как происходила работа по превращению сериала в полнометражную картину?
- Я слышал, что художники-сюрреалисты подбрасывают в воздух кусочки бумаги и ждут, пока они осядут. Потом смотрят на упавшие листочки и у них возникают новые идеи. Когда ABC отвергло пилот, французы с "Канал+" потратили год на то, чтобы получить права на этот проект. Когда им это наконец удалось, я понятия не имел, что мне надо доснять и что из уже снятого переделать. Было из-за чего понервничать. Никто в здравом уме не взял бы на себя труд превращать историю с открытым концом в законченный художественный фильм. Может быть, на подсознательном уровне я долго обдумывал предстоящие изменения. Но когда возникла необходимость, я сел - было шесть тридцать вечера - и к семи у меня уже появились идеи, которые изменили все - конец, начало, середину. Эти идеи были как дар свыше. Мне нравится работать по наитию, интуиция много для меня значит. Однако, возникают некоторые проблемы: когда тебе надо рассказать о своих интуитивных догадках другим, слова начинают подводить - ситуация дурацкая.
- Почему, как вы думаете, ABC зарубило "Малхолланд Драйв", а европейские продюсеры, наоборот, были очень в нем заинтересованы?
- Единственное что я знаю: ABC фильм возненавидело. Мне никто ничего не объяснил. Могли бы позвонить хотя бы из вежливости… А европейцы по традиции очень любят все абстрактное, разные загадки, любят поразмышлять…
- В вашем фильме показано, как продюсеры давят на режиссера при подборе актрисы на главную роль. Вы ощущали такое давление?
- Нет… Вот вы смеетесь, а между прочим очень важно, чтобы за режиссером было последнее слово во время кастинга. Иначе можно убить фильм.
- Действительно ли режиссерам доводится целоваться с актрисами, как это показано в вашем фильме?
- К счастью, да.
- После неудачи с АВС вы больше не собираетесь возвращаться на телевидение?
- У меня нет планов на телевидении, у меня нет планов в кино. Думаю, будущее за Интернетом. Последние два года я много времени уделяю сайту davidlynch.com. Мне нравятся истории с продолжением, потому что никогда не знаешь, куда они могут привести. Такая хитрая штука - возникает ощущение неизвестности впереди. А сайт - это пространство для огромного количества маленьких экспериментов, в том числе и с продолжением.