Никто из тех, кто спотыкался о торчащую из пола арматуру и куски бетона, особенно не удивлялся - мало ли чего может валяться на полу в рядовом психоневрологическом диспансере, над всеми корпусами которого висит запах казенного супа.
Только некоторое время спустя гостям объяснили, что разрушения на первом этаже интерната не стихийные, а совершенно антропогенные - это режиссер Андрей Кончаловский разбил стекла и проломил стены, чтобы воссоздать обстановку психиатрической клиники в зоне боевых действий. Сценарий картины родился из давнего телесюжета - в 1995 году, во время войны в Чечне, из одной прифронтовой психиатрической клиники сбежал весь персонал, а пациенты остались...
Кончаловский вбежал в зал, в котором расположилась пресса, всего на пару минут, встал под портером Ельцина, висящим для воссоздания атмосферы эпохи, и прочитал короткую речь о доброте, гуманизме и терпимости. "Я люблю своих героев - и русских, и чеченцев, и армян, и татар", - сказал режиссер и объяснил, что снимает о фильм о том, что каждый человек имеет право на ошибку.
Всех в основном интересовало, каким образом в фильме появился канадский певец Брайан Адамс, который несколько дней назад прилетал на съемки и, по словам Кончаловского, пришел в восторг от того, "какое тут все настоящее". Выяснилось, что Адамс - любимый музыкант главной героини Жанны, роль которой играет Юлия Высоцкая: ее режиссер представил как "актрису и по совместительству жену".
Сама Юлия в халатике сидела на покрытом ровным слоем пыли диване в окружении своих коллег по съемочной площадке - здешних обитателей, беззубо улыбавшихся на кино- и фотокамеры.
Журналисты растерянно курили на солнышке, боязливо зыркая в сторону актеров из числа пациентов клиники. Не произвели особого впечатления даже заверения главврача, что за время съемок состояние многих из них улучшилось. В конце концов кто-то из телевизионщиков решительно отбросил окурок в сторону и ринулся к группе одетых в пестрые лохмотья пациентов. На вопросы они отвечали обстоятельно и серьезно: "Да, другие, которые не снимаются, нам завидуют", "Да, вчера нам сказали хохотать", "Нет, пока автографы никто не берет".
"Надо выбираться отсюда", - сосредоточенно думали гости, по одному покидая место боевых действий.
Ассистент метлой аккуратно размел по коридору осколки, ровный слой которых был нарушен неаккуратными посетителями, и съемки возобновились. Кончаловский пообещал разгромленный первый этаж восстановить, а больных навещать, чтобы после отъезда киношников у них ненароком резко не ухудшилось состояние.