На завершившемся только что "Киношоке" приз за режиссуру получил дебютант Александр КОТТ, снявший фильм "Ехали два шофера". Картина родилась из песни "Чуйский тракт", действие развивается в конце 40-х годов. Создатели фильма изучали эпоху и даже провели расследование: оказалось, что герои песни Колька Снегирев и Рая существовали на самом деле. О своей первой полнометражной работе режиссер рассказал корреспонденту "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- На кого рассчитаны "Ехали два шофера"?
- Для меня до сих пор загадка, кто будет смотреть этот фильм. Мне просто показалось, что это интересно - снять кино про людей, которые, как и мои родители, были молоды после войны. Это было их самым счастливым временем: тяжело с продуктами, приходилось постоянно работать, но оставался послепобедный дух, желание жить. Отец тогда стал моряком, и пройтись в бескозырке и клешах по набережной было для него чем-то невероятным. Сейчас, как я думаю, есть все, кроме того желания жить.
- Довольно странно наблюдать за тем, как выпускники ВГИКа воспевают быт послевоенных шоферов.
- "Золотая молодежь снимает кино про беспризорников" - да? Мне интересно снимать про то время, о котором я не знаю ничего.
- И про людей?
- Да. Когда о своих чувствах по поводу какой-то эпохи рассказывает человек, который тогда не жил, - это интересно. Можно было фантазировать, создавать свой мир.
- Многие зрители воспринимали все происходящее на экране совершенно серьезно, а мне показалось, что в фильме много стеба.
- Это не стеб. Это скорее ирония. Но мы старались избежать и ее. Хотелось сделать все без взгляда свысока.
- Не получилось. Вы были довольно известны как автор короткометражек. Как чувствуете себя в качестве режиссера полнометражной ленты?
- Снимать такое кино - совершенно другая история. Было много ошибок по пути: я пытался с короткометражным подходом делать полный метр, но, мне кажется, не до конца прочувствовал его форму. У романа иные законы драматургии, чем у рассказа. В "Шоферах" драматургии только на короткометражку.
- На "Киношоке" вас приняли хорошо, но в Москве вы можете подвергнуться критике. Вас это не пугает?
- Я очень переживал по поводу критики, когда делал первые короткометражки. Сейчас нет. Если критика полезна, я всегда ее приму. "Шоферы" - картина неоднозначная, даже для меня. Я люблю ее не за результат, а за год, прожитый с ней. У меня есть какая-то ответственность перед группой, перед продюсером, который нашел денег на фильм, но сам я не переживаю.
- В фильме много деталей тех лет, говорят, точно воссозданных.
- Это работа художника. Мы изучали материал. На Урале с тогдашних времен многое сохранилось в неприкосновенности - ничего даже делать не пришлось. Правда, аэродром для фильма пришлось строить заново.
- Первый большой фильм снят, что дальше?
- Пока не знаю. Мы еще не совсем закончили "Шоферов". Есть много новых идей, но от идеи до кино далеко.
- И все-таки, что вы будете отвечать на упреки в лакировке действительности, в том, что изобразили слишком прекрасное и счастливое послевоенное время?
- Мы не пытались пригладить то время, скорее сделали кино вне времени. Можно по-разному подходить к тем годам: скрупулезно воссоздавать быт или показывать, как плохо тогда жили люди (в реальности ведь была катастрофа). Но с другой стороны, они, повторяю, жили счастливо. Про таких счастливых людей мы и снимали кино.
Сергей Сельянов, продюсер фильма:
- Мы работаем не на кассу, мы работаем для собственного удовольствия и любим делать качественные фильмы, причем совершенно разные. Некоторые из фильмов, которые я продюсировал ("Брат", "Брат-2", "Особенности национальной рыбалки"), пользовались большой популярностью. Но делались не для кассы - нам просто очень хотелось их снять. Фильм "Ехали два шофера" будет прокатываться достаточно широко, многие его увидят. Но и в этом случае касса не цель.