На этой неделе открылся очередной сезон "Музея кино", обретшего теперь государственный статус и специальную строку в бюджете. Директор музея Наум Клейман рассказал корреспонденту "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ о планах на будущее - отдаленное и не очень.
- Как скандал с "Киноцентром" затронул Музей кино, ведь вы находитесь в том же здании?
- Суд шел между Союзом кино и "Киноцентром", и мы в этих тяжбах не участвовали. Здание мы получили от Союза, у нас есть все учредительные документы. "Киноцентр" не может нас ни выселить, ни упразднить, как бы ему этого не хотелось. Наша история не имеет никакого отношения ни к Михалкову, ни к "Киноцентру". Музей кино находится под государственной опекой и хранит общенациональное достояние - фондовые коллекции, а значит - защищен законом о музеях. Другое дело, что мы рассчитываем переехать со временем, потому что музей давно перерос нынешние рамки есть. Это понимают все - и Министерство культуры, и бывшее Госкино, и Комитет по культуре Правительства Москвы.
- Куда музей мог бы переехать?
- На площади Киевского вокзала, которая теперь называется Площадь Европы, еще в семидесятые годы снесли все старые дома кроме одного. В этом доме когда-то была одна из самых старых российских киностудий - студия И.Н.Ермольева. В ней работали Протазанов и Мозжухин. При советской власти ее назвали 3-й фабрикой Госкино, там работал Кулешов, Протазанов снимал "Аэлиту". Это здание - подлинный памятник культуры. Мы надеемся, что его можно будет реконструировать, сделать там постоянную экспозицию, примерный план которой у нас уже есть. В силу планировки там нельзя сделать кинозалы и фондовое хранилище - комплекс для них надо будет пристроить.
- Как будет организована экспозиция?
- Сейчас уже нельзя делать анфиладу комнат и развешивать картины как получится, надо использовать современные средства экспонирования: электронные, интерактивные.
- Как в лондонском Museum of Moving Image?
- Не как в Лондоне и не как в Берлине. Мы сделаем свою экспозицию, которая будет дополнять европейские, так же как дополняют друг друга Лувр, Эрмитаж, Прадо.
- Такой музей может стать коммерчески выгодным предприятием?
- Даже самые успешные музеи могут окупать себя не более, чем на семьдесят процентов.
- Вряд ли вы сможете воплотить ваши идеи в жизнь только на бюджетные деньги.
- Есть и российские организации, которые могли бы принять участие, есть и заграничные... Это не будут инвесторы, мы рассчитываем на спонсорскую помощь, на гранты. Поддержка музея окупает себя не только деньгами - у нас много образовательных программ для молодежи, и это "окупается" высокой культурой наших специалистов (не только гуманитариев). Очень многие дисциплины сейчас стали использовать кино в качестве косвенного пособия - история, социология, педагогика. Мы делаем спецкурсы совместно с РГГУ, Академией печати, колледжами. Журнал "Москвоведение" заинтересовался нашей разработкой курса "История и мифология Москвы". Я даже не говорю о том, что обучение через компьютер, которое сейчас практикуется во всем мире, требует совершенно иной визуальной грамотности. В Германии детей учат считывать изображения сразу в нескольких направлениях, уже есть специальный термин: "партитурное чтение". Кино для этого - лучшая школа.
- Помимо образовательных программ, что еще мы увидим в новом сезоне?
- Одна из центральных ретроспектив сентября посвящена восьмидесятилетию Миклоша Янчо. Венгры дают нам фильмы, которых здесь никто никогда не видел.
- В программе стоят "Частные пороки, публичные добродетели", которые до сих пор показывают только по каналу "Плейбой"...
- Этой картины еще не было на российских киноэранах. Она, к сожалению, приедет только на короткий срок, нам надо будет ее вернуть. Принципиально важная программа, рассчитанная на весь сезон, это "Русское зарубежье". Тот же Ермольев уехал в Париж, организовал там студию "Альбатрос" и продолжал работать до конца двадцатых готов. В течении года мы вместе с Госфильмофондом будем показывать фильмы эмигрантской волны, не потому, что это экзотично или модно, а потому, что это часть нашей киноистории. Кроме того, у нас открывается новая рубрика, "Площадь Европы". Есть понятие "европейское кино", которое в какой-то мере противостоит Голливуду. Национальные ретроспективы останутся - бельгийская, итальянская, кино Анголы, но европейская панорама тоже очень важна. Еще одна программа - "КЛИО". Мы покажем лучшие из отечественных фильмов 1950-1980х годов - "От Хрущева до Горбачева". Молодежь ведь не знает: у нас было замечательное кино, честное слово. Будут и индивидуальные ретроспективы - памяти Ростоцкого, например, цикл памяти Джека Леммона... Мы хотели бы собрать все фильмы Вуди Аллена, который в головах наших зрителей существует какими-то отдельными кусочками, но этот проект требует долгой подготовки. Кроме того, начинает работу наш сайт на русском и английском языках., информацию о нас можно получить теперь из любой точки мира.
- Будете ли вы продолжать совместные проекты с прокатчиками арт-хауса?
- Мы с ними постоянно сотрудничаем. Фильмы, которые есть в коммерческом прокате, определенной части зрителей (студентам или пенсионерам, например) недоступны из-за цен на билеты в коммерческом прокате. Но потом, когда фильм проходит по всем точкам, мы его показываем - через полгода или год его могут посмотреть те, кто не может платить двести рублей за билет. Иногда бывает наоборот - фирмы на нас пробуют завоевать расположение зрителей. Такеси Китано, например, раскрутили мы.
- Тогда еще не было арт-хаусных залов...
- Не только поэтому. Иногда прокатчики не могут сразу оценить потенциал фильма и предпочитают, чтобы мы сначала попробовали это на себе.Датская "Догма" начиналась у нас, "Забавные игры" Ханеке тоже. Наша публика создает определенный рейтинг фильму. В сентябре мы покажем немецкий фильм "Тувалу". Я вас уверяю, после "Музея кино" он появится в других кинотеатрах.
Михаил Швыдкой, министр культуры РФ:
В бюджете 2002 года Музей кино прописан отдельной строкой. Мы получили соотвествующий бумаги от Киноцентра и Союза кинематографистов, в которых говорится, что они не собираются пересматривать условия аренды, не будут применять никаких репрессивных мер. Мы, совместно с правительством Москвы, рассматриваем разные варианты по переносу музея.