Рекламные экраны на улицах Торонто транслируют прямой эфир из соседнего Нью-Йорка и толпы оцепенело смотрят, как самый богатый и технологически совершенный город мира обращается в груду щебня. В офисах небоскребов пусто - служащие на всякий случай отпущены домой. То и дело ревут пожарные машины - пока в порядке профилактики.
На проходящем в эти дни Международном кинофестивале 11 сентября были отменены все просмотры и пресс-конференции, на мониторах пресс-центра - кадры объятого дымом Манхэттена, на стенах - бумажки с адресом пункта, где добровольцы могут сдать кровь. Аэропорты Канады закрыты, и это вносит свои поправки в фестивальную жизнь: не смог прилететь на премьеру фильма "Человек с Елисейских полей" Мик Джаггер из "Роллингов", где-то в Ньюфаундленде застряла копия нашей картины "Сестры".
В штаб-квартире фестиваля толкутся люди, просто чтобы быть вместе. Мгновенно разлетелись экстренные выпуски газет. Рядом с реальной трагедией кинематографические игры вдруг показались мелкими и даже небезопасными. Все подавлены, всех мучает одна мысль: все как в кино! Она неожиданно объединила самых разных людей.
Сэм Клебанов, шведско-российская компания "Космопол фильм дистрибюшн":
- Я узнал обо всем в кафе. Две женщины за соседним столом рассказывали друг другу, как террористы угнали самолет и как тот врезался в башни Всемирного торгового центра. Я был уверен, что они пересказывают какой-то фильм. Но это оказалось реальностью, и теперь мир уже не будет таким, каким он был вчера. Смотришь телекадры из Нью-Йорка, и не покидает ощущение дежавю: все это нам показывали уже сотни раз в "фильмах действия". Но это было как компьютерная игра: взрывы, небоскребы падают, очень весело. Мне кажется, что после сегодняшних событий делать такие игры и такие фильмы уже невозможно. Но ведь все равно будут. На этой трагедии еще сделают большой бизнес, и наверняка уже пишутся сценарные заявки о том, как не стало Манхэттена.
Пол Кокс, кинорежиссер, Австралия:
- Кино - величайшее изобретение века, истинный дар всем нам. Но оно попало в руки врагов. Да-да, я отношусь к американскому кино как к врагу. Объясните мне почему в самолетах вашего "Аэрофлота" крутят американские фильмы? В самолетах китайских, польских, английских? Почему американское кино составляет 90 процентов всего мирового проката? Почему в нем все остальные страны и народы идут вторым сортом? И наше общее будущее оказывается зависимым от этих глупых фильмов, приносящих Америке миллионы долларов. Фильмов, которые развращают людей и которые я не хочу показывать своим детям, потому что в них вырабатывается привычка к убийству. Кровь становится будничным зрелищем, разрушения - зрелищем величественным и захватывающим, и вот сегодня мы видим страшный результат этих инъекций. Я никогда не показывал насилие и не убивал людей на экране. Я считаю это таким же преступлением, как убивать людей в жизни. А теперь... что теперь? Теперь нам всем надо объединиться в борьбе с терроризмом и в жизни, и в кино.
Сергей Бодров, режиссер фильма "Сестры":
- Мы последние, кто еще успел прилететь, после нас аэропорт закрыли наглухо. Вот только что обсуждали эту ситуацию, и кто-то правильно сказал: это все придумали мы, киношники: и как взрывается Пентагон, и как рушится Торговый центр, и как захватывать самолеты. Без кино этой трагедии просто бы не было. Поэтому ощущение сейчас странное. По горячим следам невольно думаешь, что такое кино надо запретить. Хотя это невозможно. Вот ведь и телевидение, если разобраться, вредная штука. Эти восемнадцать минут между первым и вторым самолетами, которые врезались в башки Торгового центра, они же неслучайны. Все точно рассчитано: чтобы успели подъехать телекамеры! Террористы, по сути, снимали свой фильм, который должен мир запугать, а телевидение просто оказывало им техническую поддержку. Не будь телевидения, все на свете превращающего в зрелище и сенсацию, терроризм не мог бы возникнуть, он был бы бессмысленным. Поэтому я и решил с телевидением завязать. Это точно... А пока все непонятно: даже то, вылетим ли мы отсюда, как думали, через три дня.