В симпатиях этих режиссер явно не будет одинок. Как Эдвард Нортон своим фильмом "Сохраняя веру" реабилитировал романтическую комедию, совершенно загубленную в девяностые, так Джерри Цукер "Крысиными бегами" восстанавливает репутацию комедии ситуаций. Оказывается, не все в Голливуде считают гомерически смешным гэгом непристойные действия, совершаемые с почтовым ящиком.
Бега, собственно, начинаются тогда, когда хозяин казино (Джон Клиз из "Монти Пайтона") объявляет самым отъявленным неудачникам города, что они могут поправить свое финансовое положение, добравшись до заветного сейфа на дальней станции за мексиканской границей. В сейфе спрятаны два миллиона долларов, никаких правил для участников гонки не предусмотрено, каждый сам за себя - задумка, достойная стать новой высокобюджетной телеигрой на канале, скажем, ОРТ. Главное удовольствие и прибыль от бегов должны получить клиенты казино, пухлые шейхи и султаны, которые сделали ставки и теперь следят по мониторам, какая крыса прибежит первой.
Вупи Голдберг, работавшая с Цукером еще на "Привидении", Роуэн Аткинсон, более известный как Мистер Бин, Куба Гудинг-младший, главный свадебный негр Голливуда, Сет Грин, сыгравший в свое время анемичного сына Доктора Зло, и еще несколько менее известных комиков устремляются в сторону Мексики, на каждом шагу попадая во все более нелепые ситуации.
Невозможно не оценить виртуозность, с которой в "Крысиных бегах" нагнетается комический эффект - будь ты хоть законченным снобом, хоть любителем раннего Вуди Аллена. Два часа сплошной эксцентрики, старомодной и невинной, но очень обаятельной и за редким исключением смешной: вот летающая корова врезается в лобовое стекло автобуса, вот скучающие миллиардеры заставляют горничных повиснуть на карнизах и делают ставки, кто упадет быстрее, и даже канализация в туристическом автобусе прорывается приятно пузырящейся белой пеной. За каждым поворотом, за каждым кустом в выжженной пустыне, по которой путешествуют герои, скрывается новый подвох - то Кэти Бейтс в зловещем камео, то полный автобус поклонниц сериала "Я люблю Люси", а то и вовсе местные американские фашисты, ничуть не похожие на героев недавнего "Фанатика". Даже если бы кто-нибудь из критиков и поставил бы себе целью испортить зрителю удовольствие от фильма, пересказать все шутки ему бы все равно не удалось.
Джерри Цукер и сценарист Энди Брекман с самого начала условились, что в фильме не будет ни намека на морализаторский подтекст - они хотели и сумели снять стопроцентную комедию, чистый аттракцион вроде старой ярмарочной карусели с разноцветными лошадками. Комедию, в которой солнце освещает бескрайнюю пустыню, утыканную редкими кактусами, девушки водят вертолеты, коровы летают по небу, итальянские туристы на бегу впадают в нарколептический сон, а все наказанные за алчность только радуются наказанию.