Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Портрет Дориана гея

Красота - страшная сила; каждый из нас понимает ее по-своему. Андрей Житинкин, выпустивший в театре на Малой Бронной "Портрет Дориана Грея", исключением не стал: режиссер поставил спектакль о красоте, и в его спектакле она окрасилась во вполне определенные тона
0
На Малой Бронной прошла новая премьера Андрея Житинкина (фото: Gazeta.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Режиссер расставил все точки над "i" и прояснил уайльдовские недоговоренности - речь идет о голубой тусовке, лорд Генри Уоттон увел любовника у художника Бэзила Холлуорда. Дориан Грей выходит на сцену в черной коже, раздеваясь, прыгает по ней полуголым, а затем остается в одних трусах и авторский текст начинает играть, бликуя до сих пор остававшимися в тени гранями. "Извините, Бэзил, я не знал, что у вас гости" произносит мило краснеющий Грей: лорд Генри оценивает стати молодого человека, и Бэзил Холлуорд ревнует. Олег Вавилов и Иван Шабалтас играют обладающих нетрадиционными сексуальными наклонностями британских аристократов, и на помощь им приходят старые как мир, проверенные временем интонации, которыми до сих пор жив провинциальный театр. Изображающие западных аристократов периферийные актеры говорят и держатся совершенно особым образом - спина судорожно вытянута (знак породы), руки свободно болтаются (светская развязность), в голосе слышна утрированная, чуть надменная любезность. И Вавилов (лорд Генри), и Шабалтас (Бэзил) артисты старой, эфросовской Бронной - они начинали, когда эпоха Эфроса подходила к концу, и проработали здесь всю жизнь. Заняли первое положение - и обросли штампами, получили звания - и растренировались: Бронная превращалась в московскую провинцию, и артисты шли на дно вместе с театром. Житинкин сделал ставку на сенсацию и скандал, но тяжеловатые, серьезные, застоявшиеся артисты не могут убедительно сыграть кокетничающих и пикирующихся геев. А потом все меняется. У Уайльда герой совращает не мужчин, а женщин - и блестяще заявленная Андреем Житинкиным тема иссякает. Теперь речь идет о красоте вообще: лорд Генри подбрасывает вверх лепестки алой розы, Дориан (Даниил Страхов) демонстрирует залу ухоженный торс и красивый профиль, режиссер обильно сдабривает действие музыкой, и пирог в результате получается переслащенным. Житинкин верно служит красоте, но автору он оказал дурную услугу - на свет божий вышли уайльдовские претенциозность и уайльдовское дурновкусие. Спектакль доводит их до логического завершения - так же, как разряженные в пух и прах щеголи пародировали одного из предшественников Уайльда, знаменитого денди Браммелла. Но последователи Браммелла знали, что надевать к фраку рыжие ботинки нельзя, а лорд Генри во втором акте как две капли воды похож на Юрия Грымова. Мысль, что и говорить, интересная - главным отечественным денди, цветком зла, растлителем душ стал отчаянно пиарящий самого себя, фантастически дурновкусный клипмейкер. Уайльда бы от этого передернуло, но по Сеньке шапка, а по Житинкину - Грымов. У режиссера есть еще одна мысль. Она сводится к тому, что порок не страшен, а красив: Житинкин взял ее у Уайльда и истолковал в меру своего понимания. (Лорд Грымов у него выходит на авансцену, закатывает рукав, медленно, с оттяжкой ширяется огромным шприцем, а потом вкусно крякает и окунает руку в бочку с водой). Порок в спектакле состоит из ряда знакомых (хотя бы понаслышке) широкой публике вещей: а - половых отклонений, б - наркомании, в - Юрия Грымова, г - притона, по которому бегает суетливая проститутка Дикая Кошка (Ольга Сирина)... А красоту олицетворяют подобранная самим режиссером музыка, пестрые костюмы, то и дело идущие в ход лепестки алой розы и, разумеется, Даниил Страхов, будущий кумир преданных искусству Андрея Житинкина юных дев и дам бальзаковского возраста. Владимир Ленин писал о том, что национальная культура двулика - есть пролетарская культура, есть культура буржуазная. Андрей Житинкин подтверждает старую мысль на новый лад: его спектакль будет невыносимо скучен для тех, кто воспитан на качественном искусстве. Зато почитательницы лаковых журналов сойдут от него с ума. Судьба Малой Бронной замкнулась - когда-то это был театр Эфроса, и публика ломилась на элитарные спектакли. Затем, после долгого безвременья, на Бронную пришел Женовач. Он работал, не оглядываясь на кассу, его спектакли становились событием для критики и становящегося все более узким слоя истинных театралов... А широкая публика на них не ходила. Бронная избавилась от Женовача и начала умирать, театр работал в самом центре Москвы, но театральная Москва о нем забыла. Тогда она позвала на царство Андрея Житинкина, и это стало воистину знаковым событием: откровенно коммерческий режиссер еще ни разу не возглавлял московский театр. Тем более театр с такой историей. И на сцену вышел лорд Генри с огромным шприцем. (Здесь зал ахнет). И Дориан Грей дернул за хвост сидящего в огромной клетке набивного попугая: чучело истошно орет, лорд Генри бросает через губу: "Не мучайте птичку!.." (Тут зал захихикает). У Малой Бронной появятся и зритель, и касса, у парадного подъезда будут толпиться жаждущие лишнего билетика, у служебного - фанатки Домогарова и Страхова. Имя театра станет нарицательным: как во времена Эфроса, но только с обратным смыслом.
Комментарии
Прямой эфир