Момент рождения полпредов - второй день после краха ГКЧП - не должен вводить в заблуждение. Впервые о их необходимости Борис Ельцин заговорил со своим окружением еще в июне 1991-го - сразу после избрания президентом. А первые представители центра появились еще раньше, в начале 1991-го, когда Съезд народных депутатов России создал ЧПК - Чрезвычайную продовольственную комиссию (название точно повторяло комиссию во главе с Троцким, созданную в феврале 1918-го). Российский парламент даже успел назначить нескольких "комиссаров", при этом они должны были решать не только продовольственные проблемы, но и политические.
Губернаторов тогда не было, первыми лицами в регионах считались председатели исполкомов облсоветов. Народ избирал депутатов облсовета, они и формировали исполнительную власть. В большинстве регионов в кресло председателей исполкомов сели первые секретари обкомов партии. Лишь в нескольких субъектах федерации появились избранные первые лица - мэры в Москве и Питере, президент в Татарии. Ни о какой вертикали власти не было и речи - система Советов трещала по швам. Союзный центр терял управляемость, и Ельцину в условиях нараставшего конфликта с Горбачевым нужно было искать опору в региональной власти. Тогда и возникла идея послать в регионы комиссаров, назвав их представителями президента. Властных полномочий у них не было, но зато они стали бы "ушами, глазами и голосом" президента. Объясняли бы линию "партии", докладывали бы в Москву о раскладе сил, агитировали областное начальство переориентироваться с Кремля на Белый дом. Но пока в Москве думали, как объявить о нововведении, наступило 19 августа, а за ним и 21-е.
Пустые коридоры
Ситуация перевернулась - из претендента, выгрызавшего власть по кусочкам, Ельцин превратился в саму власть. Нужно было как-то управлять страной, причем доверия к большинству руководителей регионов у Ельцина не было, ведь они или поддержали ГКЧП, или колебались до последнего момента. Юридически Ельцин не имел права снимать председателей облисполкомов, и тогда 21 августа Верховный Совет России наделяет его правом отстранять от должности руководителей исполнительной власти во всех субъектах страны, кроме республик. Тем же постановлением вместо исполкома и его председателя вводится должность главы администрации (снова везде, кроме республик), назначаемого президентом России. При этом Ельцину рекомендуют подбирать кандидатуры глав администраций "с учетом национальных особенностей и местных традиций".
В тот же день Ельцин отстраняет от исполнения обязанностей председателей исполкомов трех облсоветов - Ростовского, Самарского и Липецкого - и главу исполкома Краснодарского краевого совета. Но сразу назначений не последовало - 24 августа президент назначает лишь главу администрации Кубани. Но еще 22 августа Ельцин наделил себя правом назначать представителей в областях и краях, учредил представительства президента в республиках. Идея о комиссарах начала воплощаться в жизнь.
24 августа появился указ о назначении первых 14 представителей президента - от Красноярска до Ярославля. Спустя три дня были назначены еще шесть, а в сентябре назначения пошли потоком. Они проходили очень просто. За подбор кадров отвечали госсекретарь России Геннадий Бурбулис (в то время самый влиятельный человек в окружении Ельцина) и главный государственный инспектор - начальник Контрольного управления президентской администрации Валерий Махарадзе (представители входили в штат управления). Ельцин не вмешивался в выбор, хотя первых своих назначенцев он по крайней мере знал лично, чего нельзя было сказать о многих из последующих. Как вспоминает один из представителей, кадровой политики почти не было, назначения часто проходили случайно.
При этом Белому дому приходилось одновременно подбирать кандидатуры не только представителей, но и глав администраций. "Когда выходил от Бурбулиса, он сказал мне: иди к Махарадзе, а пока будешь идти, думай, кем хочешь быть - главой администрации области или представителем, - вспоминает один из чиновников, ставших представителем. - Вернувшись в регионы, заставали феерическую картину - пустой обком, по коридорам летают бумажки".
Среди первых 14 комиссаров большинство составляли депутаты - десять (шесть российских и четыре союзных). Остальная четверка была пестрой. Горняк Анатолий Малыхин стал представителем в Кемерове за то, что еще до путча проводил в столице политическую голодовку шахтеров. Председатель Саратовского горсовета (и по совместительству первый секретарь горкома КПСС) Владимир Головачев - за публичное выступление против ГКЧП. За что получил назначение в Иваново полковник контрразведки Владимир Толмачев, история умалчивает. Но офицер сумел (единственный из своих коллег) побывать, пусть и ненадолго, представителем и второго президента - Владимира Путина.
Из полпредов - в писатели
Вообще судьба первых 14 представителей сложилась не лучшим образом. Самыми "неусидчивыми" оказались союзные депутаты - трое из четырех выдвиженцев из депутатского корпуса расстались с должностью представителя президента в 1993 году. Причем только один из них, представитель в Тамбовской области Валентин Давитулиани, ушел в отставку по собственному желанию. Немного дольше задержались в представителях и российские депутаты. Одних сняли после первой же аттестации (в 1994 году), других - в период подготовки к выборам 1996-го. Рязанский представитель Николай Молотков даже переквалифицировался - возглавляет теперь местное отделение Союза писателей России. И все же трое из первой когорты досидели до 2000 года - кроме уже упомянутого Толмачева, это астраханский представитель Валерий Адров и оренбургский Владислав Шаповаленко.
А несколько представителей первого призыва даже сумели закрепиться в большой политике. Самый знаменитый из них - Борис Немцов (назначен представителем в Нижегородскую область 27 августа 1991 года). Представитель в Ленинградской области Юрий Яров дорос до вице-премьера, а еще двое сделали карьеру в Кремле - читинец Сергей Самойлов до начала этого года был начальником Главного территориального управления президента, а самарец Антон Федоров сейчас первый замполпреда президента в Центральном округе. Федоров, кстати, был с 1996 года куратором всех президентских представителей - как начальник специально созданного управления президентской администрации.
Контролеры или доносчики?
В конце 1991 года куратор представителей Махарадзе ушел на работу в правительство. Начальником контрольного управления стал Юрий Болдырев. Тогда и случился первый кризис - Болдырев попытался провести департизацию и деидеологизацию комиссаров. "Низы" восприняли эту попытку в штыки - ведь "мы тогда основное время проводили на митингах", вспоминает один из представителей президента. С начала 1992 года задачи представителей изменились, но сделать их беспартийными у Болдырева так и не получилось. Большинство продолжало писать в Москву бумаги, оценивая деятельность "своего" главы администрации с точки зрения революционной целесообразности. "Недостаточно активен и радикален в проведении политики реформ и демократических преобразований", "окружен обкомовскими аппаратчиками" - сыпались обвинения. У многих представителей отношения с главами администраций испортились бесповоротно. Губернаторы считали их доносчиками, а самые остроумные предлагали Москве упразднить представителей, взамен обязав самих областных начальников раз в месяц писать на себя в столицу.
В республики представителей долгое время вообще не назначали. Только во второй половине 90-х Кремль смог "продавить" назначения, но и тогда три самых суверенных субъекта - Татария, Башкирия и Якутия - остались без президентского присмотра. Аргумент у их президентов был всегда один и тот же: "Я с Борисом Николаевичем договорился - он назначил меня своим представителем". А когда требования президентской администрации "принять" представителя главы государства становились уж совсем настойчивыми, президент республики шел на прием к президенту России, после чего вопрос о представителе надолго снимался. Не было представителя и в Москве, если не считать трех месяцев в конце 1991 года, когда этот пост занимал мэр города Гавриил Попов.
Несмотря на почти полную безобидность представителей, само их существование вызывало постоянное раздражение не только у региональных начальников. Верховный Совет не раз требовал ликвидировать институт, Госдума каждый год пыталась урезать в бюджете расходы на его содержание.
Через два года он вспомнил об этом...
На местах представители играли в политику. До 1993 года основные конфликты шли по линии Совет депутатов - глава администрации. Президентским комиссарам в этих условиях нужно было определяться. "Не очень умный представитель был между враждующими сторонами, кто поумней - над ними, а совсем глупый западал на ту или другую сторону", - вспоминает один кремлевский чиновник.
Осенью 1993-го Советы распустили, а в декабре представителей прописали в Конституции. Но легитимизация не придала им политического веса. В 1994-м президент последний раз встречался со своими представителями - следующие пять лет правления Ельцина комиссары его не видели.
Изменение отношения во многом было связано с решением самого Ельцина перейти к выборности губернаторов. Многие представители президента сначала активно поддержали идею - им казалось, что раз в губернии останется один назначенный президентом чиновник, то это и поднимет их статус, и обеспечит большее внимание Кремля. Но результат был прямо противоположным: после того как в регионах появились "всенародно избранные губернаторы", о представителях президента сам президент почти забыл. Все вопросы Ельцин решал напрямую с главами регионов, а его комиссарами занимались лишь кремлевские аппаратчики.
В 1996 году в президентской администрации была образована новая структура - было выделено специальное управление по координации деятельности представителей в регионах. При этом у представителей президента был еще и куратор - один из замов руководителя президентской администрации. Они часто менялись, и несколько месяцев в 1998 году представителей курировал Владимир Путин. Как говорят, именно тогда у него и появился интерес к институту представителей. Спустя два года президент Путин начал реформу власти именно с изменения функций и статуса представителей.
13 мая 2000 года он упразднил своих представителей в 85 субъектах (четыре субъекта так и прожили без комиссаров) и создал семь федеральных округов со своими полномочными представителями.
Полпреды - это уже совсем другая история. Их политический вес и влияние несопоставимы с теми, что были у представителей. Но все же у них есть одно общее с предшественниками свойство - это отсутствие властных полномочий. Комиссары революции, которая то ли никак не начнется, то ли уже закончилась...