При таких методах обучения у детей не развивается чувство долга, способность выполнять не приносящую удовольствия, но необходимую работу. А ведь в реальной жизни без этого не обойтись! Выработать добросовестное, если хотите, профессиональное отношение к любому делу - это тоже должно быть одной из основных задач школы. Я бывший научный работник, последние 9 лет работаю в школе, преподаю химию и физику, то есть общаться мне приходится только со старшеклассниками. Так вот, классы, в которых в начальной школе обучение проводилось с использованием игровых методик, сразу можно отличить от учившихся по методикам традиционным. Учащиеся в этих классах не знают слова "надо". У детей не возникает потребности к самосовершенствованию - ведь их учили только быть счастливыми, объясняли, что все они замечательные и ничего в них менять не надо! Большинство детей действительно замечательные, но это не говорит о том, что они не могут стать еще лучше, знать еще больше и что они не должны приложить усилия, чтобы в конечном итоге создавать самих себя. Гуманизация образования не в том, чтобы облегчить детям процесс обучения, а в том, чтобы они вышли в реальную жизнь готовыми преодолевать трудности, усваивать уроки жизни, которая игровые методики не применяет.
Надежда КАЗАКЕВИЧ [Korobochko@inbox.ru]
"Не черта"
20.07.2001
В концепцию мировой бедности мы не вписываемся, поскольку наша бедность - это вариация на древнюю как мир тему "от жажды умираю над ручьем", воспетую Франсуа Вийоном.
Как мы живем сейчас, и какая жилая среда светит нам в ближайшем будущем? Практически все жилье отвечает европейским требованиям цивилизованного жилого пространства лишь отчасти, несмотря на большую активность и затраты. Вселяешься в многоэтажный дом - есть все удобства, но нет полноценного "community", то есть полноценной жилой среды, сообщества и живительной близости к земле; обустроишь частный дом или его часть - там, как правило, нет полноценной инфраструктуры, да и работу поблизости вряд ли найдешь. Имеем города без границ, растянутые коммуникации, табунки многоэтажек в самых неожиданных и неподходящих местах, а также полупустые поселки для небедных людей с виллами-крепостями, автономными как крейсер. И все маются, проводя жизнь между домом, работой и садовым участком или огородом.
Более двадцати лет назад крупный архитектор, тогдашний директор проектного института ЦНИИЭП жилища Б.Р. Рубаненко предлагал разрабатывать и внедрять в массовое строительство так называемую малоэтажную застройку высокой плотности. Удобно спроектированные жилые комплексы из 1-4-этажных домов имеют такую же плотность населения, что и многоэтажки, доказывал он, а качество жизни у людей, живущих на земле, намного выше. Но доводы начальство не убеждали, и при жизни ему удалось построить лишь один такой комплекс в Нижнем Новгороде. Потеряно много времени.
Искони народы делились на кочевых и оседлых. Мы оседлые. Надо помочь российским людям не только закрепиться на земле, но и жить на ней комфортно. Молодежь едет за рубеж не только за деньгами, но и за атмосферой, когда "не надо наклоняться слишком низко или не задирать голову слишком высоко", как с облегчением заметил Гулливер, вернувшись в родную Англию.
Е.И. КОМАРОВА, Москва
"Дороги в ад, мощенные мечтами"
7.07.2001
Культ Отечественной войны возник во времена Брежнева. Этому были две причины. Первая - после сталинских репрессий "героизм" Октябрьской революции несколько померк. Вторая - Брежнев не был участником Октября, но был участником Отечественной. Все об этом забыли и теперь спорят, нужно каяться - не нужно каяться. Покаяние - это действительно церковное понятие. А вопрос нужно ставить так, как это сделал Гранин: у каждого человека должно быть чувство личной ответственности за прошлое, настоящее и будущее; то есть он должен занимать определенную нравственную позицию всегда и во все времена. Немцы, по Гранину, смогли стать людьми ("Там проделана работа совести").
Итак, мы - жертвы победы. Все дело в том, что это не та победа, которую мы празднуем. Это неправда, что мы победили фашизм. И это неправда, что мы освободили Европу от нацизма. Иначе в Латвии не поднял бы голову неофашизм; у нас не было бы "Памяти", высказываний Макашова со товарищи, отрядов Баркашева и Лимонова.
Не бывает войн "справедливых" и "несправедливых". Война - это проявление античеловеческой агрессии. А любая агрессия, будь она нападением или обороной, все равно жестокость и потому противна человеческой природе. Недаром бытует поговорка "Худой мир лучше доброй ссоры".
Пока мы не станем по капле выдавливать из себя культ Отечественной войны, мы будем оставаться рабами всего, что с ним связано (сталинской эпохи в том числе), никакое "покаяние" нам не поможет, нужна "работа совести". Нельзя, конечно, забывать о 9 Мая, но я не стала бы отмечать его так помпезно. Лучше бы вспомнить о дне скорби - 22 июня. Именно этот день ведет всех людей к осознанию человеческих ценностей, а не торжество победы над поверженным врагом. Не умеем быть великодушными. А великодушие - это как раз человеческое качество.
Л.И. СКОКОВА, Спасское-Лутовиново, Орловская область
"Летите, голуби"
7.08.2001
"Нашествие" - фестиваль, на котором побывал корреспондент "Известий" Алексей Мунипов, - можно назвать масштабным событием только в условиях августовской журналистской бескормицы. Куча известных групп, давно ставших живыми динозаврами, куча таких же обитателей палеонтологического музея - в партере перед сценой, давно выверенные ноты (понимаю, что не джаз, но все же), давно пережеванные беззубыми деснами "поклонников" тексты... Догадываюсь, что Мунипов недолюбливает их - и потому подробно не разбирает. Но характерно и то, что не находит он добрых слов и для "молодой поросли", которую искал по всей стране Шевчук. И здесь тоже все понятно - Мунипов проявляет мудрость: "О покойниках или хорошо, или ничего". Видимо, Юрий Юлианович не там искал - поскольку вывел он на сцену вереницу живых трупов, тех, кто заранее готов заключить свое творчество в рамки, пригодные для диктатуры "радиоформата", либо тех, кто "снимает в ноль" лишь формальные признаки западных "радикальных" жанров, ничего не понимая в социальной подоплеке панка, рэпа или техно. Между тем в стране есть кому отчитаться за рок и прочую современную музыку. "Трёп", "Товарищ карма", "Последние танки в Париже", "Дочь Монро и Кеннеди", "Адаптация" - их мы, наверное, никогда не увидим на "Нашествии". Будем надеяться, что Алексей Мунипов, один из лучших критиков жанра, найдет для них место в своих будущих измышлениях.
Елена ПАТРИКЕЕВА [patrik@fromru.com]
Пишите нам по электронному адресу: reader@izvestia.ru или обычной почтой: 101999, ГСП-9, Москва, К-9, Тверская, 18, корп. 1, редакция газеты "Известия". Также вы можете послать письмо по факсу 209-36-20.