Принцип действия этого устройства таков: где-то в космосе летают 24 спутника системы GPS и посылают на Землю радиосигналы, которые принимает маленькая пластиковая коробочка с антенной, вычисляет координаты и на экране показывает ваше точное местонахождение. Кроме того, GPS-приемник способен рассчитать скорость, отобразить пройденный путь, проложить маршрут и вести вас по нему как настоящий штурман.
"Продвинутые" приборы, к которым относился и наш "подопытный" Garmin Street Pilot, показывают точки и маршруты не в абстрактном пространстве, а в привязке к конкретным географическим объектам. Вот только "зашитая" в память картографическая база разочаровала: Москва предстала в виде неправильного овала кольцевой, перекрещенного радиусами основных магистралей и извилистой полосой реки. Попытка загрузить более подробную карту потерпела фиаско, и нам ничего не осталось, как осваивать штурманское дело с тем, что есть.
Пока в штурманском кресле я изучал инструкцию к прибору, наш автомобиль куда-то ехал по Ярославскому шоссе. Чтобы понять куда, я перевел прибор в режим карты - и не поверил своим глазам: судя по карте, мы движемся в полукилометре от этой магистрали. Мало того, траектория движения совершенно не совпадает с нанесенной на карту дорогой. Такая же картина выявилась и на других улицах, имеющихся в памяти прибора. При этом расхождения с реальностью часто составляют более километра. Попытка составить маршрут, занести его в память и проехать также потерпела неудачу. Из-за расхождения карты с реальностью все забитые заранее точки оказались в стороне от трасс - в полях, лесах и огородах. Прибор нас, конечно же, безошибочно на них выводил, но подъехать к ним было невозможно.
Наиболее уверенно мы ориентировались по GPS в полутора сотнях километров от столицы в чистом поле, где не было вообще никаких привязок к картографии. Там мы безошибочно возвращались в заданную точку, мерили расстояния и выходили по азимуту в умозрительно заданное место. Точность прибора составила от одного до трех метров! С таким устройством мы не боясь отправились бы на Кэмел-трофи или Париж-Дакар. Зато в условиях цивилизации пользоваться этим устройством, по нашему мнению, пока рано. Хороших электронных карт по России, совместимых с "бытовыми" GPS-приемниками, пока нет. Да и законодательная база их использования не разработана. А значит, при желании любой милиционер может это устройство конфисковать, а вас обвинить в шпионаже.
Цены на приборы GPS пока остаются высокими. Прибор, с которым мы катались по Подмосковью, стоит 675 долларов, а "машинки" попроще, в которые и карту-то загрузить нельзя, стоят от 200 "баксов".