Идея о создании единой телерадиовещательной сети появилась в Минпечати примерно год назад. В декабре 2000 года руководители министерства заявили о том, что новая структура будет скорее всего представлять из себя акционерное общество, однако в итоге президент все-таки подписал указ о создании ФГУП.
- Мы сами отказались от идеи акционировать создаваемую структуру, - заявил вчера министр Михаил Лесин, - проанализировав ситуацию, мы поняли, что в данный момент не сможем продать акции этого предприятия за реальные деньги. Однако это не значит, что в будущем РТРС не будет акционироваться.
Новая монополия создается на базе трех предприятий: ВГТРК, Главного центра телевидения и радиовещания, или, попросту говоря, Останкинской телебашни, и Главного центра управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи. Все имущество этих структур, в том числе и имущество ВГТРК, находящееся в аренде у различных коммерческих структур, будет передано на баланс РТРС.
В указе президента сказано, что отныне государство будет оплачивать расходы РТРС на вещание трех федеральных телеканалов (ОРТ, РТР и НТВ) в городах и населенных пунктах, численность жителей в которых не превышает 200 тысяч человек. По мнению Михаила Лесина, это даст возможность телеканалам сэкономить в общей сложности 35-40 миллионов долларов в год.
- Создавая это предприятие, мы в первую очередь преследовали цель разделить функции вещателя и распространителя сигнала, которые до сегодняшнего дня совмещала в себе ВГТРК, - заявил Михаил Лесин. - Таким образом мы создаем всем телеканалам абсолютно равные условия существования на рынке.
Финансироваться новая структура будет за счет государственной казны: в российском бюджете появится отдельная строка расходов на РТРС. Генеральный директор ФГУП будет назначаться и сниматься с должности президентом России по представлению правительства. А правительству рекомендовать кандидатуру будет уже Министерство печати. На вопрос о том, кто скорее всего будет назначен на должность гендиректора ФГУП, Михаил Лесин отвечать категорически отказался.
- У нас есть два месяца чтобы разработать устав РТРС, за это время можно будет определиться и с кандидатурами, - заявил Лесин.
На самом деле подоплекой нынешнего решения является, как это часто бывает в России, старый аппаратный конфликт. Дело в том, что системы, распространяющие телерадиосигнал, изначально были в ведении Министерства связи и переданы ельцинским указом Министерству печати - к большому неудовольствию связистов. До широкой общественности все эти межведомственные противоречия дошли во время пожара на Останкинской башне, когда выяснилось, что за дееспособность этого сооружения отвечает именно Минпечати. Тогда представители Минсвязи недвусмысленно намекали, что они бы не допустили такого безобразия.
Сейчас в Минсвязи демонстрируют тщательно скрываемое удовлетворение. В министерстве "Известиям" заявили, что приветствуют указ, разделяющий производителей телепрограмм (имеется в виду ВГТРК) и распространителей сигнала. В министерстве рады нарушению монополии, когда ВГТРК, по сути, являясь конкурентом ОРТ или НТВ, имела отношение к передаче их сигнала. Что касается того, что назначать руководителя новой структуры будет президент, то это, по мнению связистов, должно избавить РТРС от ведомственных противоречий.
Кстати, тот факт, что по столь важному случаю, имеющему отношение к телекоммуникационным делам, пресс-конференцию провело именно Минпечати, а не Минсвязи, говорит о многом. Более того, вряд ли стоит ждать в ближайшее время от министра связи Леонида Реймана официальных заявлений по этому поводу. Видимо, он будет вести себя так, как во время судьбоносного пожара на Останкинской башне. Тогда министр вообще не выходил на связь с журналистами, словно показывая этим, что публично объясняться должен Михаил Лесин, а Минсвязи будет молча и благородно исправлять чужие ошибки.