Рассказом о нем "Известия" открывают серию публикаций о лас-вегасском проекте, сотрудничестве Государственного Эрмитажа и Музея Гуггенхайма и людях, благодаря которым международные музейные проекты обретают новые формы, в прошлом веке просто непредставимые.
Сроки
Все произошло очень быстро, на взгляд человека, погруженного в российскую музейную жизнь, где строительство новых зданий и реконструкция старых длятся десятилетиями, - невозможно быстро. Прошло меньше двух лет со дня рождения замысла до окончания его реализации.
20 июня 2000 года был подписан документ о пятилетнем сотрудничестве между Музеем Гуггенхайма и Государственным Эрмитажем. Тогда о Лас-Вегасе и речи еще не шло.
20 октября 2000 года Михаил Швыдкой, министр культуры Российской Федерации, Томас Кренц, директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, Питер Б. Льюис, председатель совета попечителей Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, Шелдон Адельсон, председатель совета директоров гостиничного центра "Венецианский", и Роберт Голдстайн, президент гостиничного центра "Венецианский", объявили о планах создания совместного выставочного пространства.
1 августа 2001 года Фонд Соломона Р. Гуггенхайма объявил о предстоящем 16 сентября 2001 года открытии двух музеев в Лас-Вегасе. Здания музея "Эрмитаж-Гуггенхайм" и Музея Гуггенхайма в Лас-Вегасе построены по проекту архитектора Рема Кулхааса.
Музеестроитель эпохи глобализации
Томас Кренц по первому образованию - искусствовед. Он окончил искусствоведческий колледж в Уильямстауне (штат Массачусетс), где находится знаменитый Институт Кларка, с одним из лучших американских художественных собраний, деятельным научно-исследовательским институтом и великолепной библиотекой. Второе образование Кренц получил в Йельском университете, там он изучал музейный менеджмент. Соединение отличного знания искусства и законов большого бизнеса дало Кренцу возможность просчитывать и экономический, и культурный эффект своих проектов. Кроме того, его считают лучшим в мире музейным фондрайзером - добытчиком денег. Кренцу удалось привлечь к сотрудничеству с музеем крупных частных и корпоративных спонсоров, готовых давать деньги на его грандиозные проекты.
Томас Кренц директорствует в Музее Соломона Гуггенхайма с 1988 года. Должность эту он получил вполне современным способом. Когда крупнейший и известнейший частный музей мира начал терять свое влияние, то его прежний директор перед тем, как уйти на покой, объявил открытый конкурс на замещение своей должности. Кренц прислал свою программу развития музея, был вызван на собеседование, которое растянулось на несколько часов, и в конце концов стал директором. Первая - и экстраординарная по музейным меркам - акция Кренца на новом посту - продажа "одного Шагала" (авторский повтор) и "одного Кандинского" (гуггенхаймовское собрание Кандинского - крупнейшее в мире). Затем он закрыл музей на реконструкцию. К классическому зданию, построенному по проекту Фрэнка Ллойда Райта, был пристроен девятиэтажный корпус с галереей и офисными помещениями. Пока это было освоение собственных территорий и организации на них масштабной выставочной деятельности.
Первый смелый проект Кренца по экспансии Музея Гуггенхайма в мир не осуществился. Замысел сделать филиал в Зальцбурге, наделавший много шума в прессе (ни один американский музей не имел своего отделения в Европе), не был одобрен австрийским правительством.
Проигрыш Кренц отыграл сполна. Открытие Музея Гуггенхайма в Бильбао стало мировой сенсацией. Не известный художественному миру маленький город на севере Испании засветился в большой и специальной искусствоведческой и архитектурной прессе. За первый год работы его посетили 1 млн 300 тысяч человек - абсолютный рекорд для новорожденного в европейской провинции музея.
Вообще строительство музея современного искусства по проекту знаменитого архитектора - веление и практика времени. Такой музей становится репрезентативным центром города без культурной репутации, делает ему имя. А для мировых столиц наличие музея современного искусства оригинальной архитектуры сегодня просто обязательно. Но случай громкого успеха Бильбао - особый. Во-первых, американский архитектор Фрэнк Гери, один из лучших в мире, нашел для музея действительно выдающееся и эффектнейшее архитектурное решение. Во-вторых, сотрудничество местных властей, давших средства на строительство музея и создание его коллекции, со всемирно известным музеем сразу обеспечило новому культурному учреждению высокую репутацию. Кроме Бильбао, Музей Гуггенхайма имеет сегодня отделение в Венеции (Собрание Пегги Гуггенхайм) и в Берлине. "Дойче Гугенхайм" - совместное предприятие "Дойче Банка" и Музея Гуггенхайма.
С начала девяностых годов Томас Кренц (к слову, имеющий русские корни) искал партнеров в России. Каждому знающему реалии отечественной музейной жизни, легко понять, что единственный директор крупного российского музея, который мог откликнуться на инициативы Кренца, - Михаил Пиотровский. Подписание договора Музея Гуггенхайма и Эрмитажа о долгосрочном сотрудничестве, включающем обмен выставками, расширение помещений и интернет-проекты, стало победой двух музеев и их директоров.
Один из лучших музеев Старого Света и один из лучших музеев Нового Света отлично дополняют друг друга. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций старого искусства, Музей Гуггенхайма - искусства двадцатого века. О том, какие формы будет иметь это сотрудничество, наша газета уже писала и еще не раз напишет, поскольку широкомасштабные планы объявлены и реализация их начинается.
Почему Лас-Вегас
Инициативу к сотрудничеству с Музеем Гуггенхайма проявил Лас-Вегас - город, которому игорный бизнес, вопреки расхожему мнению, приносит только треть доходов, остальные обеспечивают семейный туризм, а также организация крупных промышленных выставок и корпоративных съездов. До сих пор в Лас-Вегасе не было ни одного музея и крупной галереи, а значительные художественные выставки хотя и устраивались там, но редко и нерегулярно.
"Всего лишь год назад сама идея разместить Музей Гуггенхайма в Лас-Вегасе показалась бы по меньшей мере немыслимой". Это сказал Томас Кренц. Еще невозможней звучит словосочетание "Эрмитаж в Лас-Вегасе". Но Роберту Голдстайну, президенту гостиничного центра "Венецианский", тонкому знатоку и любителю старого искусства, идея соединения больших денег и высокого искусства все же пришла в голову. Реализация ее, надеются зачинщики проекта, должна послужить культурному возрождению города, а музеям принести миллионы новых зрителей и богатых влиятельных покровителей. Конечно, открытие европейских представительств Эрмитажа выглядит не так экзотично, как лас-вегасского, но и эффект от них меньший - Европу и ее жителей старым искусством и импрессионистами не удивить. А выставки в Лас-Вегасе, есть надежда, могут помочь сбору средств для реализации больших планов реконструкции Эрмитажа.
"Венецианский" - суперотель, где в уменьшенном масштабе можно увидеть главные достопримечательности настоящей Венеции. Теперь к фасаду этого архитектурного аттракциона примыкает здание нового музея, с внешней стороны которого идет надпись "Гуггенхайм-Эрмитаж", а с внутренней - "Эрмитаж-Гуггенхайм". Облицованное блестящими, "шелковистыми" стальными пластинами, это сооружение по идее его архитектора Рема Кулхааса (знаменитого американца Фрэнка Гери, занятого созданием нового здания музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, сменил не менее именитый голландец), должно напоминать о шкатулке для драгоценностей.
Первая выставка нового музея "Шедевры и коллекционеры: импрессионистские и раннемодернистские полотна из Музея Гуггенхайма и Эрмитажа" покажет то, что нравится большинству зрителей во всем мире, - Сезанна, Ренуара, Ван-Гога, Моне, Пикассо, Кандинского и Шагала. И кстати напомнит, что этих ныне великих, а когда-то неизвестных художников начали собирать как раз коллекционеры-энтузиасты Сергей Щукин, Иван Морозов, Джастин К. Таннхаузер и Соломон Р. Гуггенхайм. Спонсором выставки стала холдинговая компания "ИНТЕРРОС", имеющая с Эрмитажем договор о сотрудничестве по проекту "Большой Эрмитаж".
А галерея "Гуггенхайм Лас-Вегас" станет местом для проведения выставок современного искусства и дизайна. По словам Кренца, Рем Кулхаас спроектировал для галереи уникальное помещение и "привнес в него индустриальную эстетику, безукоризненную точность и мощное чувство пространства и юмора". Юмор, очевидно, в том, что потолок хай-тековской постройки будет украшать копия фрагмента росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. Первой выставкой здесь будет "Искусство мотоцикла", которая уже прошла в Нью-Йорке и имела большой успех. Он был особенно приятен Томасу Кренцу - главному музейному байкеру, совершившему прошлым летом мотопробег Санкт-Петербург - Великий Новгород.