Но пришел и их час. "Иберия" уже стала частной компанией. Выставлено на продажу и национальное унитарное предприятие "Санта Барбара" - флагман страны в производстве танков, бронетранспортеров и другой тяжелой военной техники и снарядов. История и технология продажи завода интересна и поучительна.
Покупателей набралось немало, и среди них - германский оружейный консорциум заводов "Краусс Маффеи" и "Рейнметалл", у которого, по мнению наблюдателей, были наибольшие шансы выйти победителем. Он не только предложил приемлемую цену, но и держал в кармане "козырную карту" - переданную в 1998 году "Санта Барбаре" запатентованную технологию новейшего танка "Леопард-2". Того самого, который является сильнейшим конкурентом на мировых оружейных рынках новейшего российского танка.
Завод под это получил тогда же заказ начавшей модернизацию испанской армии на совместное с немцами производство 325 машин общей стоимостью 322 миллиарда песет. Но и это еще не все: правительство Германии отдало Испании в лизинг за чисто символическую цену 108 "леопардов", почти не скрывая свою заинтересованность в скорейшей покупке завода, который, благодаря заказу, становился весьма аппетитным приобретением. Но в апреле 2000 года, в момент рассмотрения предложений Национальный консультативный совет по приватизации неожиданно для всех отдал предпочтение американской "Дженерал дайнамикс".
Скандал взял старт. Немцы почувствовали себя униженными не только тем, что оказались в одночасье обойденными давним конкурентом, производящим знаменитый танк "Абрамс", но и политическим предательством испанцев, по сути дела открывшим американскому концерну путь на европейский рынок оружия. К тому же выходило, что секретная технология по "Леопарду-2", которая должна была вывести "Санта Барбару" из многолетнего финансового прорыва, становилась доступной новым владельцам. На защиту интересов "Краусс Маффеи" бросилось правительство Германии, и канцлер Герхард Шредер, добившийся срочной встречи с испанским премьером Хосе Мария Аснаром, пригрозил сразу несколькими ответными карами: отныне - забыть о лизинге и за 108 "леопардов" заплатить их полную стоимость, отказаться от совместного производства запланированных танков и вернуть секретную документацию.
Правительство Испании, оказавшись заложником настойчиво проводимого им курса на ускоренное сближение и установление доверительных отношений с США, решило взять тайм-аут и не обсуждать на Совете министров итоги приватизационного конкурса. Парадокс, однако, в том, что борьба шла за чудовищно убыточное предприятие, предпродажную санацию которого власти даже не проводили. Они просто хотели избавиться от него, потому что, начиная с 1990 года "Санта Барбара" понесла на 130 миллиардов песет убытков, несмотря на финансовые инъекции из бюджета в сумме 180 миллиардов, чтобы удержать ее на плаву. В портфеле заказов, кроме уже упоминавшихся "леопардов", ничего больше не было.
Политические маневры, а продажа оружейного предприятия всегда сопровождается далеко идущими политическими расчетами, продолжались ровно год, за это время было еще несколько встреч высших руководителей обеих стран, не считая многочисленных переговоров с владельцами германского концерна. Испанские власти вынуждены были даже раскрыть перед немцами карты, чтобы убедить их в стратегическом просчете: уверовав в свою легкую победу, они не только предложили более скромную сумму за "Санта Барбару", чем американцы, но и гораздо худшие условия на послеприватизационные годы. В первую очередь, это касалось сохранения рабочих мест, инвестиций и портфеля заказов.
Выходит, что политика здесь вроде и ни при чем, раз экономические предложения победителя тендера были заведомо лучше? Как бы не так. Все дело в том, что "Дженерал дайнамикс" постепенно и без лишнего шума улучшал свои условия, стремясь во что бы то ни стало и любой ценой завладеть "Санта Барбарой", а немцы лишь упорно отстаивали свои права. В итоге они все-таки вынуждены были отступиться от своих притязаний, а самый скользкий и острый момент, связанный с секретной технологией, удалось уладить компромиссной формулой, что позволит продолжить совместное производство "Леопарда-2" для испанской армии.
Неделю назад Совет министров Испании, наконец, разрешил продажу "Санта Барбары" американскому концерну. Контракт будет подписан в ближайшие недели - испанская сторона, по утверждению газет, будет пытаться выжать у американцев еще кое-какие преимущества. Но испанским властям этот год политических терзаний обошелся дорого с экономической точки зрения. Представитель правительства по печати назвал цифру в 25 миллиардов песет, которые придется брать из бюджета для покрытия нынешних и краткосрочных будущих долгов предприятия до самого момента его передачи новым владельцам. По его словам, если бы победителями конкурса стали немцы, эта сумма возросла бы почти до 70 миллиардов.
Вице-президент "Дженерал дайнамикс" Артур Вейч заявил, что для них "Санта Барбара" - чрезвычайно интересное и инновационное приобретение, открывающее возможность конкурировать на рынке тяжелых вооружений в Европе и Северной Африке и, это главное, реально соперничать с "Росвооружением", действующим в последние годы весьма агрессивно. Танки "Абрамс" до сих пор не стоят на вооружении ни в одной европейской стране, и ближайшая цель американцев - потеснить немецкие "Леопарды" и заинтересовать своей продукцией восточно-европейские страны, стремящиеся в НАТО, более низкими ценами и совместимостью обеих систем вооружений. Так что скоро на стреляющих новинках "Санта Барбары" будет стоять клеймо "Сделано в США" - клеймо достаточно привлекательное для многих.