Президентов "Зенита" и "Крыльев Советов" Виталия Мутко и Германа Ткаченко помимо естественного общего стремления разрушить классовое деление российского футбола "Москва - провинция" объединяет общий взгляд на футбол. Обоих можно назвать "западниками" - их клубы, несомненно, куда в большей степени отвечают европейской модели футбольного предприятия, нежели "Спартак", "Локомотив" и ЦСКА. Футбольные политики, Мутко и Ткаченко, даже несколько афишируют свою взаимную симпатию. В их проходе по дорожке стадиона "Петровский" за несколько минут до начала матча было что-то от декларации: президент президенту - не враг, у нас одни цели: как бы там сегодня ни закончилось на поле, выводить наш футбол из тьмы - к свободе, к свету, поближе к Европе. Оба бодрые, улыбчивые, в отличных костюмах - такие герои рекламы "Аэрофлота" или даже British Airways. Ткаченко, кстати, чуть ли не единственный среди президентов российских клубов говорит по-английски.
Мутко машет рукой зрителям - зрители ревут в ответ. Президент "Зенита" не реже раза в неделю выступает на местном телевидении - комментирует, разъясняет, успокаивает массы, когда требует ситуация - возбуждает. Он популярен среди питерских болельщиков почти так же, как Андрей Аршавин - самый яркий игрок сегодняшнего "Зенита". Мутко подходит к инвалидам-колясочникам, традиционно располагающимся на дорожке перед полем, и пожимает каждому руку, а затем вместе с Ткаченко поднимается на свое почетное место смотреть футбол.
Главная тема предматчевых разговоров - что на этот раз придумает Морозов? 66-летний тренер "Зенита" - сегодня главный экспериментатор российской лиги. Морозов от матча к матчу меняет стартовый состав, перестраивает тактическую схему, сочиняет для игроков новые роли. "Зенит" играл в этом сезоне 4-4-2, 3-5-2, 4-3-3 и самое модное сейчас в Европе - 4-2-3-1. Аршавин в этом сезоне испытал себя уже на трех позициях - справа, слева и под нападающими. Морозов - единственный тренер в российской лиге, который может позволить себе заменить игрока в середине первого тайма, как это было в матче с "Динамо". Не потому, что этот игрок получил травму, и даже не потому, что он что-то совсем невпопад делает, а потому, что придуманный вариант игры в целом не работает и нужно что-то, кого-то менять.
Морозов работает со зверским, каким-то юношеским аппетитом. Он, как и его уже успевшая стать знаменитой троица юных нападающих: Аршавин-Кержаков-Астафьев (55 лет на троих), действует дерзко и даже где-то авантюрно. Далеко не все, что придумывает Морозов, сбывается, дает результат. Юрий Андреевич удивляет, с ним иногда хочется спорить. Вот и сейчас Морозов перевел на левый фланг Аршавина, а на правый поставил Осипова. Защитник Цветков, которого упрямо не замечает руководство сборной, играл по всему полю с Мирджалолом Касымовым. Цветков сделал все как надо - Касымова словно на поле не было. А вот ход с Аршавиным как будто не получился. Андрей Тихонов после игры даже не удержался и прокомментировал решение тренера "Зенита": "Второй тайм показал, что его (Аршавина. - Прим. И.П.) фланг - правый". Правда, тут же корректный Тихонов добавил: "Но я высказываю только свое мнение. Морозову виднее".
О том, что видно со скамейки тренеру, мы действительно можем судить только приблизительно. Можно не сомневаться, что, если бы мяч после удара Осипова попал в ворота, идея Морозова перевести на левый фланг Аршавина, а на его место поставить Осипова была бы признана гениальной. "Зенит" мог забить уже на 20-й секунде игры - Аршавин легко обыграл Самарони и навесил на дальнюю штангу. Прибежавший туда Осипов поднял на ноги почти весь стадион. Только немногие заметили, что мяч после его удара попал в сетку не с той стороны. Через минуту Аршавин вновь обыграл бразильца, но Бушманов был чуток в подстраховке. Спустя две минуты "Зенит" забил. В свои ворота. Малафеев и Спивак ринулись на перехват подачи Тихонова. Спивак, очевидно, был смущен рывком Малафеева и потерял ориентацию. На беду Спивака мяч попал ему в голову и отлетел по дуге в ворота, оставленные вратарем. "Я думаю, виноват в первую очередь Малафеев. Выходя на такой мяч, вратарь должен орать так, чтобы было слышно на трибунах", - таким видится Морозову распределение ответственности за этот нелепый гол. А если бы Малафеев "заорал" как следует? Можно ли неудачи Аршавина в первом тайме приписать и резкому изменению настроения, а не только тому, что он играл в непривычной для него левой зоне? Наверное - да. Но и объяснять превосходство "Крыльев Советов" в первом тайме тем, что "Зенит" был слишком поглощен переживанием дурацкой ошибки, тоже неправильно. В конце концов, в таких ситуациях и проявляется класс команды.
В скором времени "Зенит" чуть не забил себе второй гол, и это уже отчасти отменяет случайность автогола Спивака. Затем Тихонов как-то испугался своего одиночества в штрафной площади "Зенита" и прямолинейно ударил в Малафеева. Дважды мог забить Анжело. "Крылья" красиво вели игру. Безупречно, временами, не побоюсь этого слова, неподражаемо разгадывал замыслы соперника Бушманов, Коновалов переигрывал на своем фланге Спивака, а Радимов, проведший свой первый полный матч в составе "Крыльев", царил в центре поля.
"Крылья" могут негромко пожаловаться на судьбу. Почти один за другим они провели три матча с лидерами - ЦСКА, "Локо" и "Зенитом". Три раза сыграли вничью, но во всех трех матчах выглядели посильнее своих соперников. "Это была самая организованная команда среди тех, которые мы принимали на своем поле", - скажет после матча защитник петербуржцев Константин Лепехин.
Гол "Зенита" возник из ничего - у питерцев не было ни игры, ни настроения. Удар Кобелева со штрафного, назначение которого выглядело не слишком очевидным, пришелся в край стенки. Мяч рикошетом отскочил в ворота. После этого внезапного гола "Зенит" сразу забыл о неприятностях первого тайма и заиграл с обычным своим вдохновением. Пошла игра на встречных курсах, в которой "Крыльям" недоставало остроты Аршавина, а "Зениту" - аккуратности Радимова.
Встреча в Петербурге двух безусловно сильнейших на сегодняшний день немосковских команд не оставила ясного ощущения, на что они могут рассчитывать в нынешнем сезоне. Впрочем, то же самое можно сказать и об их конкурентах - "Спартаке", "Локомотиве" и ЦСКА. Такова уж приятнейшая особенность нынешнего чемпионата - ни о чем нельзя говорить определенно. Разве только о том, что если бы дружественные президенты "Крыльев" и "Зенита" вдруг решили выступить против Москвы единым фронтом, то получилась бы как раз чемпионская команда.