Присутствие американской авиационной фирмы в России до этого момента, по словам одного из руководителей компании, ограничивалось рекламными растяжками над московскими улицами да совместной работой по программе уменьшения ракетной угрозы. В рамках этой программы "Локхид-Мартин" спроектировала комплекс по утилизации твердотопливных ракетных двигателей в городе Воткинске. Однако американцы полны решимости уже в нынешнем году занять более серьезные позиции на российском авиационном рынке. Для этого фирма подготовила амбициозный проект по освоению русского Севера - он должен реализовываться совместно с созданием так называемого трансполярного коридора через Северный полюс, который напрямую соединит авиаперевозчиков США и России единой системой управления воздушным движением.
"Система, которую мы предполагаем разместить в России, - заявил "Известиям" президент подразделения "Локхид-Мартин - Управление воздушным движением" Дон Антонуччи, - аналогична той, которая недавно была выбрана Федеральным управлением гражданской авиации США". С ее помощью американцы сегодня контролируют 80 процентов воздушного пространства над Мировым океаном. В ее основе - усовершенствованные спутниковые системы позиционирования и связи, позволяющие с высокой эффективностью и безопасностью осуществлять перелеты пассажирских и транспортных самолетов вне зоны действия радиоэлектронных станций наблюдения. Сегодня "Локхид-Мартин" готова построить составную часть этой системы в России и открыть для авиаперевозок Арктику, тем самым значительно сократив стоимость и риск подобных перелетов. Вся техника будет передана в собственность России и будет эксплуатироваться нашими специалистами. При этом до 70 процентов подрядов будет выполняться российскими предприятиями. По оценкам экспертов, экономический эффект от реализации подобного проекта может составить около 200 млн долларов, которые ежегодно будут инвестироваться в развитие российской авиации.
Но несмотря на кажущуюся привлекательность проекта, в котором сегодня заинтересованы как в России, так и в США, у него, похоже, могут появиться серьезные противники в лице силовых ведомств России. Так, на просьбу "Известий" уточнить, согласовывался ли проект создания системы УВД в российском секторе Арктики с Минобороны, ФСБ и ФАПСИ России, господин Антонуччи развел руками: все переговоры пока шли с гражданскими авиационными организациями. Тем не менее именно силовые структуры способны поставить крест на интеграции нашей системы УВД в общемировую.
Дело в том, уверены эксперты, что с появлением в этом районе спутников навигации и связи, которые одновременно могут быть и спутниками наблюдения - шпионами, США получат возможность следить за деятельностью российских Военно-морских сил и Ракетных войск стратегического назначения на Севере России. В этом, образно говоря, и заключено двойное дно технической революции.
Так что Россию уже в этом году ждет маленькая война патриотов с прагматиками, которым предстоит выяснить, что для нас важнее: экономические выгоды от введения международного стандарта УВД или безопасность страны.