Если рассмотреть проблему в перспективе, мы увидим, что параметры бюджета год от года все улучшаются. В начале 90-х налоги по большому счету не собирались, а дефицит составлял чуть не десятки процентов. Надо сказать, что никто особой проблемы в этом не видел - дефицит покрывался за счет исправно работавшего печатного станка и кредитов международных финансовых организаций.
К середине 90-х МВФ потребовал от правительства выбрать один из этих двух источников и приступить к сокращению дефицита бюджета. Правительство выбрало фонд.
Дефицит бюджета 1995 года, составлявший 7,7%, покрывался фондом и другими международными финансовыми организациями - в размере 12,7 млрд долларов,- а также за счет выпуска ГКО/ОФЗ, чистый доход от размещения которых должен был составить 30 триллионов рублей.
В 1996 году доходы бюджета составили 342,63 триллиона рублей, расходы - 431,18 триллиона, дефицит - 88,55, или 3,85%.
В 1997 году бюджетный дефицит составлял уже 3,5%. Дефицит 1998 года составил 2%. Бюджет 1999 года за счет возобновления практики денежной эмиссии стал бездефицитным (эмиссию прямо прописали в бюджете). В 2000 году согласно проекту бюджета доходы федерального правительства должны были превысить расходы на 3,18% ВВП, и этот план кабинет перевыполнил.
Что касается военного бюджета страны, то он всегда оставался тайной за семью печатями. Несмотря на то, что общая сумма ассигнований по статье "военные расходы государства" регулярно оглашается в открытой печати, приводятся процентные расклады расходования средств на содержание военнослужащих, закупку и ремонт техники, другие программы, реальные цифры расходов по каждой отдельной статье найти невозможно. Дело не только в том, что это - "военная тайна". Зачастую даже в самом Минобороны до конца не знают, сколько реально денег будет выделено правительством в текущем финансовом году и на что их придется тратить. А есть еще внебюджетные источники финансирования, с которыми после прихода в МО новых заместителей министра только-только начали разбираться.
В 1999 году 80% всех средств, выделенных на закупку современных вооружений и военной техники, были отданы Ракетным войскам стратегического назначения, в которых в этот момент шла постановка на боевое дежурство комплекса баллистических ракет "Тополь-М". В результате правительство было вынужденно в экстренном порядке выделить Минобороны еще несколько миллиардов рублей на закупку вооружений, техники, горюче-смазочных материалов и боеприпасов для группировки войск на Северном Кавказе. В этом году, по признанию министра обороны, финансирование ВС идет пока в соответствии с утвержденными бюджетными параметрами.
Сегодня доля военных расходов в общей структуре бюджета составляет порядка 29%, или около 3,4-3,5% ВВП. На ближайшие годы это соотношение сохранится. "Есть решение Совета безопасности, в котором прописано финансирование до 2005 года в процентах к ВВП в ценах 2000 года. Поэтому мы и говорим, что впервые взаимоувязали задачи военной реформы с финансовыми возможностями государства", - это слова министра обороны Сергея Иванова, сказанные им в интервью газете "Известия".
По сообщениям экспертов Пентагона, российский военный бюджет вырос в 2000 году на 8%. В 2001 году он подрос еще на 5% (из-за нефтяных сверхдоходов бюджета). Хотя при подготовке бюджета-2001 и в Кремле, и в Белом доме заверяли, что военные расходы не увеличатся. Статья "национальная оборона" по-прежнему останется второй после обслуживания госдолга: 206 млрд рублей. По данным западных экспертов, расходы на оборону составляют порядка 220 млрд рублей, или около 8 млрд долларов. Для сравнения: бюджет Пентагона - больше почти в 40 раз. А на следующий финансовый год американские военные запросили около 330 млрд долларов.