Сражение, предопределившее исход битвы, случилось в начале августа. Тогда на Поле.Ру наголову были разбиты мюмзики, смешные маленькие человечки с логотипа этого развлекательного портала. По весне проект Поле.Ру обещал стать самым интересным сайтом легкого культур-мультурного жанра и считался одним из самых амбициозных начинаний Рунета. Закрытие американским инвестором Поля после всего двух с половиной месяцев его существования в Сети стало сигналом для всех российских интернетчиков: халявные печенье да варенье - на исходе.
Потом уже было сворачивание еще более амбициозного проекта Estart.ru (самые безумные слухи доводили цифру инвестиций чуть не до 30 миллионов долларов), влачащего ныне довольно унылое существование. Потом уже жестокий кризис (прежде всего концептуальный, менеджерский, а не политический) разъел гусинский "Мемонет". Потом уже скукожился, лихо проев деньги на невнятных проектах, Port.ru. Список этот, с кем и как было это самое "потом", очень длинный, но истории у всех товарищей по буму - почти одинаковые и совершенно классические.
Вначале был ажиотаж, когда инвесторы хватали проекты, как советские люди в очередях - эмалированные тазики, рефлекторно: если все берут, то и я, главное - пролезть, отпихнуть с воплем "вас здесь не стояло!" соседа, а уж потом думать "зачем". Наибольшим спросом, естественно, пользовались те, кто успел о себе громко заявить в предыдущие годы - "отцы Рунета", хорошо раскрученные сайты. После получения немалого финансирования писалась красивая концепция о скорейшем покорении вселенной, первом месте в рейтинге Рамблера и закупке большой партии тапочек для тараканов. Спустя небольшое время инвестор выяснял, что вселенная все так же пылает звездами, но где-то вдалеке, рейтинг далек от ожидаемого, а тараканы в этих тапочках уже разбежались по щелям, и застывал в огорчении у разбитого тазика. Мораль сей сказки все та же: когда безоглядная щедрость встречается с необузданной жадностью, добра не жди. И не у всякой старухи есть потенциал стать владычицей морскою.
Отгремевший бум был тем еще плох, что утвердил в сознании многих, даже тех, кто не успел на нем обжечься, мнение о всяческой бесполезности делания бизнеса в Сети. О том, что в Интернете по большей части работают странные люди, готовые лишь проедать чужие деньги. Испуг был так силен, что даже вполне качественную стиральную машину в Рунете теперь пытаются сделать по цене эмалированного тазика.
Нет, есть, конечно, и исключения. Не перевелись в стране политики и политические деньги, пиар и пиарные сайты, прикидывающиеся новостными. Есть даже такие хозяева, которые терпят и верят в нормальное будущее Рунета, терпят и работают спокойно и планомерно. И даже зарабатывают в Рунете.
Год прошел - долгий период разрухи, сменивший короткий и бурный бум. Наступает время нормальной профессиональной работы. Не за миллион "Мерседесов", но и не за копейку "Жигулей". К тому есть весьма символический сигнал для наших интернетчиков. В четверг крупнейший в Европе портал Lycos (за которым стоит немецкая медиа-группа Bertelsmann AG) - конкурент Yahoo! - презентовал свою русскую версию. Ровно через год Андрей Себрант, один из самых уважаемых людей Рунета, тот самый, что заселил Поле.Ру милыми, но очень уж недолговечными мюмзиками, появился на широкой публике в роли генерального продюсера российского Lycos. О мюмзиках же, так и не выросших в удачливых телепузиков, мы будем вспоминать как о невинной и невозвратной поре детства и сказок, чей намек не был вовремя разгадан, - с некоторой нежностью.