На автостоянке перед фасадом Думы просторно. Нет привычной череды шикарных иномарок, на номерных знаках которых рядом с российским триколором расположены буквы АМ, АВ и АС (так обозначают авто, приписанные соответственно к высшей номенклатуре Думы, администрации президента и правительства). Перед подъездом припаркованы только пара "Волг" рядовых парламентариев да десятка два личных машин сотрудников аппарата. Правда, несмотря на этот простор, припарковаться "чужаку" еще сложнее, чем в думскую сессию, - летом бдительным гибэдэдэшникам проще вылавливать посторонних.
Тот же простор и внутри здания. Даже в пик обеденного перерыва нет очередей в столовой (при том что депутатский зал закрыли, а народным избранникам отвели несколько столов в "обычном"), пустота в буфете, непривычная тишина в коридорах. Коллег-журналистов встретить практически невозможно. Для них вход в Думу закрыт до осени. Попасть в здание удается лишь самым настойчивым, да и то по разовым пропускам или удостоверениям сотрудников аппарата. На дверях кабинетов почти всех депутатов горит маленькая красная лампочка. Это значит, что их хозяева оставили помещение надолго и оно находится под сигнализацией. Для завсегдатаев удивительно: лифты без единой остановки взмывают на 15-й этаж, их не нужно ждать по нескольку минут, переминаясь с ноги на ногу. Самый часто встречаемый персонаж - не депутат или аппаратчик, а рабочий в синем или зеленом комбинезоне. Одни тащат куда-то фанерные листы, другие перемещают мебель, третьи в курилке делятся опытом спасения от минувшей жары и жалуются на головную боль "после вчерашнего".
Подходы к залу заседаний депутатов закрыты. Таблички рекомендуют посетителям выбрать иной маршрут. Возможно, причина "закрытости" заключается в том, что в зале должен обновиться не только интерьер, но и электронная система голосования. К старой системе у депутатов в последнее время было масса претензий - после знаковых голосований несколько человек уверяли: система ошиблась, они голосовали вовсе не так, как в распечатке. Когда обсуждался во втором чтении Земельный кодекс и депутаты голосовали сотни поправок, то даже Геннадий Селезнев признал: "Система перегрелась и дает сбои". Остается надеяться, что обновленная электроника будет работать без сбоев.
В депутатских объединениях либо готовятся к ремонту, либо он уже идет полным ходом. Перед кабинетами лидеров ОВР Евгения Примакова и "Народного депутата" Геннадия Райкова в кучу свалена мебель, на полу - следы побелки-покраски. В "Единстве" перед кабинетом Владимира Пехтина несколько рабочих трудятся над оформлением интерьера под российскую символику. Результаты труда уже видны - на подходе к фракции посетителей встречает своеобразная арка из российского триколора и изображение медведя. В других фракциях пока спокойно, но ненадолго - вскоре ремонт доберется и до них.
В результате обновятся не только помещения. Судя по всему, всерьез придется потесниться думскому аппарату. Из своего кабинета на другой этаж уже переехал руководитель пресс-службы Виктор Черемухин (его бывший кабинет поступил в распоряжение фракции "Единство"). Фракция ОВР, возможно, займет кабинет управделами Госдумы Юрия Брусницына. Да и другим чиновникам придется потесниться ради того, чтобы создать депутатам нормальные рабочие условия.
Наконец, главная интрига ремонта. Не исключено, что Дума обновится не только внутри, но и снаружи. В кулуарах все чаще говорят, что с фасада здания могут убрать массивный герб Советского Союза и заменить его российским двуглавым орлом. "Дело в том, что надо же когда-то выполнять статью 5 закона "О гербе" . Там прямо сказано: герб помещается на фасаде зданий Совфеда и Думы", - заявил "Известиям" один из зампредов фракции, входящей в "союз четырех". Якобы приурочены такие архитектурные изменения будут к 10-й годовщине августовского путча. На площадке перед гербом СССР уже видели людей, которые его обмеряли. Правда, с какой целью - так и осталось загадкой.
Если с гербом что-то случится, то это будет поводом к большому политическому скандалу, который может затмить другие августовские события. Когда в конце прошлого года принимались законы о госсимволике, коммунисты ставили вопрос о невозможности смены символов на здании Госдумы. Однако последующие события показали, что левые ведут себя не слишком послушно. А значит, для острастки Госдуму можно обновить не только изнутри, но и снаружи.