С дословным заявлением канцлера ФРГ можно ознакомиться сегодня - в интервью в свежем номере журнала "Штерн". Но информагентства еще вчера разнесли по миру выдержки из текста. Это и понятно: заявление Шредера - сенсация, способная обеспечить прорыв в глобальных стратегических проблемах, разделивших Россию и Запад. Тем самым канцлер дал первый ответ Запада на замечания Владимира Путина о том, что Россия "не против вступления в НАТО". Вот только Запад к этому не готов.
Не удивительно, что именно Шредер первым отреагировал на вызовы Путина: германские политики, сказал "Известиям" немецкий политолог Александр Рар, острее западных коллег сознают, что расширение НАТО на Восток - вызов безопасности России. А потому в последние месяцы они обсуждали три возможных варианта урегулирования этой проблемы с Россией.
Первый - расширяться, несмотря на протесты России (такова позиция стран Восточной Европы и Дании). Второй - подсластить пилюлю для России активным подключением ее к проекту единой внешней и оборонной политики (ЕВОП) Евросоюза. Подход нереалистичный, так как расширение НАТО происходит быстрее, чем формирование ЕВОП. Третий вариант - публично обсудить вопрос о приглашении России в НАТО, сделать ей такое предложение с расчетом на длительную перспективу его осуществления. Теперь видно, что Шредер склоняется к третьему варианту.
Разумеется, высказывание канцлера перед его уходом в отпуск - это пробный тест для европейских коллег, а также и для российских политиков. Эдакое "задание на лето" - спокойно обсудить, обдумать, а по осени, мол, продолжить обмен мнениями. Но не только. Озвучена эта идея в день, когда в Вашингтоне начались консультации военной делегации России с американцами по стратегической стабильности. Представитель Пентагона Крейг Куигли оценил эту встречу как "первый шаг из серии переговоров для выработки абсолютно нового подхода к отношениям между Россией и США".
Европейцы тоже не хотели бы остаться в стороне от процесса "тотального обновления" отношений с Россией. "Штерн" напоминает, что первой намекнула на возможность присоединения России к НАТО Кондолиза Райс, помощник президента США по национальной безопасности, во время конфиденциальных бесед с Путиным в Кремле в конце июля. Шредер же сделал это публично - в том числе и в расчете на понимание со стороны Вашингтона.
Кстати
Окружение Шредера лучше и острее других западных политиков понимает, что рано или поздно Прибалтика все равно будет в НАТО, но Россия при этом не должна чувствовать себя вытолкнутой из Европы. Как ни парадоксально, но в этом его вполне могут поддержать США. Когда я призывал наших политиков выбрать именно такую стратегию в отношении России, меня причисляли к разряду сумасшедших. Но многое в этом мире меняется.
Александр РАР,
руководитель Германского общества внешней политики
НАТО сегодня все больше заявляет о себе как организация, занимающаяся европейской безопасностью. Роль ОБСЕ сокращается. Мы, подписав Основополагающий акт Россия-НАТО, де-факто узаконили процесс расширения альянса. Учитывая близкие интересы в области безопасности России и НАТО, мы заинтересованы во вступлении в эту единственно дееспособную организацию по безопасности в Европе.
Сергей КАРАГАНОВ,
председатель Совета по внешней и оборонной политике