90-е годы привели к интересной рокировке в жизни граждан нашей страны. Если в советские времена практически каждый житель мог воспользовался услугами воздушного транспорта, а машина была предметом роскоши, то в конце прошлого века картина изменилась кардинальным образом. В этот период каждая вторая российская семья обзавелась автомобилем, а вот летать самолетами могли лишь избранные: в основном командировочные и бизнесмены. И это неудивительно. Если раньше билет из Москвы, допустим, в Ростов составлял 15% средней зарплаты, то сегодня вся средняя зарплата россиянина не позволит совершить подобный авиавояж.
По данным мировой статистики, частота пользования воздушным транспортом напрямую зависит от развития экономики страны, которое, в свою очередь, может быть оценено через уровень ВВП на душу населения. В развитых странах Европы с уровнем ВВП в 12-25 тыс. долларов на человека частота пользования воздушным транспортом лежит в пределах 0,8-1,5 полета в год на душу населения. В США и Канаде, где ВВП составляет 30-53 тыс. долларов, - до 2,5-3,0 полета в год. В развивающихся странах в зависимости от уровня ВВП и особенностей географического положения - в пределах 0,05-0,5 полета в год. В СССР за счет госрегулирования тарифов на авиаперевозки частота пользования воздушным транспортом поддерживалась на уровне около 0,6 полета в год. То есть на несколько более высоком уровне, чем в странах с рыночной экономикой при том же объеме ВВП на душу населения.
Российский экономический спад в 1991-1996 годах и прекращение госрегулирования тарифов на авиаперевозки привели к существенному сокращению количества пассажиров и снижению доли воздушного транспорта во внутренних пассажирских перевозках. В 1997 году и первой половине 1998-го наметилась некоторая стабилизация объемов авиаперевозок. Более того, 1997 год российские авиакомпании наконец-то закончили с прибылью. Но августовский кризис резко переломил эту тенденцию. Специалисты прогнозируют, что на восстановление уровня перевозок 1997 года потребуется как минимум несколько лет. И это при условии, что не будет новых кризисов и в экономике страны наступит относительная стабильность.
После 2001 года, базируясь на умеренно-оптимистическом прогнозе, можно ожидать роста авиаперевозок до 4-5% в год. Что касается московского авиаузла, то, по прогнозам НИИ "Аэропроект", в 2015 году столичные аэропорты обслужат 31 млн пассажиров, а в 2025 году практически сравняются с показателями 1990 года - 46 млн.