Скандал случился более года назад, на чемпионате Европы, который проходил в испанской Сарагосе. А "организовала" его украинская гимнастка, призер Олимпиады в Атланте Елена Витриченко. После предварительных соревнований она оказалась на непривычном 19-м месте, и обвинила в этом судью-соотечественницу Ирину Дерюгину, которая якобы организовала заговор.
К заявлению руководители Европейского гимнастического союза (UEG) и Международной федерации гимнастики (FIG) отнеслись серьезно, что удивило. Два с лишним месяца они проводили расследование - в частности, "научно проанализировали" все оценки чемпионата - и в итоге пришли к выводу: 19-е место Витриченко не соответствует представленным программам и уровню исполнения, что позволяет говорить о существовавшем судейском заговоре.
Шестерых арбитров, явно занижавших Витриченко оценки: Дерюгину, Наталью Степанову (Белоруссия), Наталью Лащинскую (Россия), Габриэлу Штуммер (Австрия), Галину Марьину (Латвия) и Урсулу Золенкамп (Германия) - на один год отстранили от обслуживания соревнований.
Также решили не допускать провинившихся на Межконтинентальные судейские курсы FIG по художественной гимнастике, где все арбитры сдают экзамены на право обслуживать турниры в олимпийском цикле. Другими словами, "честная компания" потеряла право распределять места в течении пяти лет
Но прошло чуть больше года - и Дерюгина вновь выбирает чемпионов крупнейших международных стартов. Прошел даже слух, что она выиграла у FIG суд...
- Как развивались события после вашей дисквалификации?
- Мои юристы подали апелляцию. Прошел спортивный трибунал FIG. Но представители Международной федерации внятно так и не сказали, за что меня дисквалифицировали. У юристов ведь другой язык. Я судила по правилам и наказать меня в соответствии со спортивными правилами просто невозможно. Теперь я хочу, чтобы мне возместили моральный ущерб - и поэтому подала в суд швейцарского города Лозанны. И пойду еще дальше. Хотя у меня все в порядке, но я считаю, что FIG слишком много делает несправедливо. Не только в отношении меня, но и всей художественной гимнастики.
- В какой стадии сейчас находится судебное разбирательство?
- Исковое заявление уже подано в суд Лозанны. О дальнейших шагах адвокаты мне сообщат.
- И во сколько вы оценили нанесенный вам моральный ущерб?
- Этим вопросом занимаются юристы. Ведь деньги для меня не главное. Я себя уважаю, и поэтому таких вещей я не прощаю. Поймите, что FIG нарушила все правила. Для ответа на мою апелляцию у них было три месяца, но они в отведенный срок не уложились, не ответили мне вовремя. Типа у них была куча всяких проблем. В арбитраж они меня вызвали только через год - когда истек срок дисквалификации. А ведь по швейцарскому законодательству, они не могут выносить наказание, не выслушав меня. У меня адвокаты работают серьезно, на очень высоком уровне. FIG нарушили очень много пунктов как швейцарского, так и украинского законодательства. А так как штаб-квартира FIG находится в Лозанне, то автоматически обязана четко следовать швейцарскому законодательству.
- Как можно понять по интонации, вам много еще чего не нравится в современной художественной гимнастике?
- Возьмите хотя бы эту чехарду с новыми правилами. Они должны были быть готовы еще перед началом сезона. Однако на одном из главных турниров - чемпионате Европы, который проходил в Женеве - шли еще консультации, изменения и утверждения. Как судить? Как тренировать? Как готовить программы? Если правила не готовы, они не должны вступать в силу. Из-за этого идет большой сыр-бор.
Новые правила сильно вредит здоровью. Когда ваша Ирочка Чащина, бедное дитя, делает равновесие с опусканием на колени, у меня сердце сжимается. Потому что я знаю, как она будет страдать, когда закончит с гимнастикой. Даже если она делает комбинацию по пять раз в день... Умножьте на 360 дней... Это катастрофа! Я люблю своих гимнасток, поэтому не даю им повороты, турляны на коленях. Когда ребенок маленький, он еще нормально все это переносит. Но взрослеет - и начинают вылетать мениски... Зачем надо над детьми издеваться, калечить их?
У нас не цирк, а вид спорта для детей с нормальными физическими данными. Каучуковых нет. А если есть, только один - два. Но не все должно делаться под одну гимнастку. Это мое мнение, и я его буду двигать. В конце года, после завершения чемпионата мира правила опять будут меняться. Художественная гимнастика должна оставаться художественной, а не превращаться в трюкачество.
Я считаю своей главной задачей вырастить Личность с богатым внутренним миром. Смысл, например, нашей с мамой школы не сводится к раздиранию ног. Потому что сложить ноги "бантиком" за ушами - это не художественная гимнастика. Художественная гимнастика - это прежде всего образ. Все элементы являются просто средствами для более эмоциональной, точной его передачи. Гимнастки не должны быть похожи как две капли воды, быть механическими, выступать без души...
- А если оставят прежние правила?
- Не оставят. Решение уже принято, что вместо десяти комбинаций, пришедшим на смену десяти элементам, в программах будут только пять комбинаций и пять элементов.
- А когда правила станут одинаковыми для всех, ваши ученицы -- те же Ерофеева, Бессонова - смогут более или менее регулярно обыгрывать Кабаеву или Чащину?
- Для начала правила должны стать понятны всем, даже зрителям - этот вид спорта всегда воспринимался зрительно, эмоционально. Потеряла равновесие - видно, уронила предмет - видно... Вот Ерофеева сегодня пнула мяч - решила в футбол поиграть, перепутала виды спорта, бывает - и сразу, автоматически выключилась из борьбы за призовые места. Все все поняли. А сейчас пытаются сделать из художественной гимнастики сделать закрытый элитный клуб, бойцовский клуб.
- Я не об этом спрашивал...
- Вы хотите узнать, можно ли обыграть Кабаеву? Так вот, хорошую фразу сказала как-то одна известная украинская гимнастка: "Оценки ставят не Кабаевой, а Винер". Насколько хватит фантазии, так эту фразу и понимайте.