Любой водитель знает, что на свете нет ничего омерзительнее пассажира, который то и дело отпускает советы, как управлять автомобилем. Но электронный доктор, по замыслу инженеров IBM Влодека Влодзимержа и Дмитрия Каневского, отличается завидной деликатностью. Компьютер подает голос только в том случае, если ему становится очевидно, что внимание водителя снижается.
Определяет он это с помощью установленной в салоне камеры, которая следит за глазами водителя и выискивает признаки сонливости. Искусственный пассажир (AP - artificial passenger) поддерживает тонус водителя, разговаривая с ним и анализируя ответы. В компьютер заложены данные о личности автовладельца, и специальная программа мониторинга определяет параметры ее изменения. Компьютер внезапно задает провокационные вопросы: "Как прошло ваше первое свидание?" Список вопросов составлен в соответствии с рекомендациями психологов.
Программа распознавания речи моментально раскладывает ответ на отдельные слова, камера следит за артикуляцией, анализатор голоса ищет признаки усталости - изменение интонации, замедление темпа речи и проч. Чтобы "соня" очухался, ему в лицо может быть направлена тонкая струя холодной воды. Но это крайний случай. Компьютер умеет быть вежливым - он переключает радиостанции, заучил несколько анекдотов. Впрочем, это самая слабая точка. Чувством юмора машины пока не наделены, и анекдот в исполнении компьютера может выбить водителя из седла.
IBM уже ведет переговоры с несколькими автомобильными компаниями о внедрении разработки. По мнению В. Влодзимержа, на доводку электронного доктора в соответствии с требованиями заказчика потребуется от 3 до 5 лет.
Можно представить, что в будущем подобные системы станут следить за состоянием не только водителей автотранспорта, но и других операторов, чья работа требует повышенной внимательности. Это касается летчиков, авиадиспетчеров, операторов атомных и тепловых станций, машинистов электропоездов, операторов на химических и металлургических предприятиях.
Что касается автомобиля, то уже сейчас в процессе управления все более возрастает роль компьютера, который даже маршрут движения выбирает. Теперь еще и компьютерный доктор. Если так пойдет и дальше, то человеку в машине останется только вытряхивать пепел из пепельницы.