Во-первых, фактический договор, который заключен между властью, либеральными реформаторами и бизнесом. В общих чертах этот договор выглядит так. Кремль соглашается с мнением либералов, что для экономического роста необходимо прежде всего последовательно снимать разного рода государственные ограничения для бизнеса. И использует весь свой административный ресурс для продвижения соответствующих решений на любом уровне, включая законодательный. Мало того, власть привлекает крупный бизнес для выработки тактических и стратегических решений и раз за разом демонстрирует даже готовность отдавать предпочтение мнению корпораций, если оно вступает в противоречие, скажем, с мнением государственного ведомства. Например, бизнес недоволен предлагаемыми Минфином новациями по ограничению свободы маневра при внешнеторговой деятельности - и ему позволяется предлагать свой вариант поправок к первой части Налогового кодекса. Можно смело предположить, что осенью в Думу поступит именно не вызывающий у бизнеса аллергии вариант поправок. Президент принимает у себя бизнесменов и соглашается даже на столь уязвимые для критики предложения, как введение запретительных пошлин на ввоз подержанных иномарок или других товаров, на которые указывают бизнесмены. Одновременно власть готова идти на либерализацию валютного законодательства, пытается сделать более прагматичным процесс торговли со странами СНГ.
Но все это, понятно, делается не за просто так. Ожидается отдача в виде роста инвестиций в российские предприятия, ослабления зависимости от сырьевого экспорта через развитие отечественного производства, улучшения платежного баланса страны и других вещей, которые урезонят инфляцию и обеспечат экономический рост.
А если ожидания не оправдаются? Вот на этот случай заготовлен вариант смены правительства. Причем сценарий смены уже известен. Через организацию недавно утечки "из спецслужб" о возможной отставке Михаила Касьянова и его кабинета уже этой осенью. Такие утечки не бывают случайными. В этой любопытно не то, что названы какие-то фамилии, а то, что якобы намечаемая смена правительства должна состояться, чтобы исключить влияние бизнеса на выработку экономической политики. То есть уничтожить краеугольный камень сегодняшней стратегии.
Это очень похоже на предупреждение премьеру Михаилу Касьянову, министрам экономики Герману Грефу и финансов - Алексею Кудрину: мол, если успехов не будет, то на косметический ремонт кабинета не надейтесь - есть более радикальный вариант. Косвенным подтверждением этого служит то, что одного из главных оппонентов реформаторов-либералов - главу ЦБ Виктора Геращенко настойчиво рекомендовано не изводить призывами покинуть свой пост.
Правительство сигнал поняло. Поэтому вчера свое заседание посвятило рапорту о достигнутых за полугодие успехах и обещаниям новых побед. И инфляция, говорилось, стремится к нулю, и ВВП растет, и сборы налогов улучшаются. При этом Греф предпочел не рассуждать на свою любимую тему - о том, что бегство капиталов из страны не замедляется. Правительство не стало акцентировать внимание на том, что итоги сбора налогов корректно подводить только по итогам целого года. И на том, что традицией становятся ошибки правительства при прогнозах инфляции, что в первом полугодии продолжилось обесценивание долларовых сбережений населения - на 8,4%, если они хранились не в банке (по расчетам Центра макроэкономических исследований компании "Юникон/МС").
Словом, уверенности в успехе у правительства нет. Тем более важно такую уверенность продемонстрировать. А вот запасной сценарий экономического развития страны, судя по всему, уже готов или готовится. С точки зрения рыночных ценностей трудно предугадать, что именно может быть предложено тем реформам, на которые замахнулся нынешний кабинет. Но есть ведь и другие экономические воззрения.