Согласно инвестиционному соглашению, заключенному между "Новым содружеством" и ЗАО "Авиастар", холдинг приобретает 26% акций предприятия с обязательством инвестировать 2 млрд рублей с последующей конвертацией их в акции допэмиссии. В результате этого доля холдинга в уставном капитале будет доведена до 48% , а 52% останутся в собственности ОАО "Туполев" - представителя государства. Переоформление прав собственности должно было произойти до 27 апреля, однако до сих пор это не сделано.
"Бывшее руководство пока не предоставило внятных объяснений сложившегося положения и не может назвать сроки переоформления прав, - говорит Валерий Мальцев, исполнительный директор ЗАО "Авиастар-СП". - Но мы надеемся, что проблему удастся решить на уровне переговоров, так как судебное разбирательство способно нанести ущерб бизнесу".
Инвестиции позволили "Авиастару", практически свернувшему производственную деятельность, в плановом порядке начать финансирование строительства воздушных судов. Если раньше покупатель приобретал самолет "на корню", т.е. фактически кредитовал весь цикл производства, то сейчас клиентам предлагается завершенное воздушное судно, что значительно повышает рентабельность работ предприятия.
Решение о приостановлении инвестиций, принятое 13 июля, уже имеет последствия. Срыв текущих платежей грозит отключением всех видов подачи энергии, что на технологически сложном производстве может привести к необратимым последствиям. Из-за отсутствия финансирования приостановлено обслуживание банковских кредитов, следствием чего могут стать многочисленные судебные иски в адрес предприятия с требованием о банкротстве.
Странную позицию партнеров по соглашению Мальцев объясняет их внутренними противоречиями. "Часть руководителей, потерявших контроль над финансовыми потоками предприятия, не оставляют попыток повернуть процесс вспять, - говорит Валерий Мальцев. - Но мы не желаем участвовать во внутрикорпоративных политических конфликтах и настаиваем на выполнении всех условий инвестиционного соглашения. Мы подтверждаем готовность в дальнейшем реализовывать соглашение и продолжить работу по строительству перспективных российских самолетов".
Заявление руководителя "Аэрофлота" Валерия Окулова о том, что производимый ульяновскими авиастроителями самолет Ту-204 авиакомпании не нужен, не смущает руководителей "Авиастара". "Это заявление носит больше политический характер, - говорит Валерий Мальцев. - Ведь Ту-204 по экономическим показателям лучше аналогичных европейских аэробусов, закупленных "Аэрофлотом". Оптимистичные ожидания ульяновцев насчет будущего Ту-204 связаны с прогнозом Государственной службы гражданской авиации России, согласно которому в скором времени для модернизации воздушного парка страны потребуется до 70 таких самолетов. "Россия не ограничивается одним "Аэрофлотом". Есть много других авиакомпаний, заинтересовавшихся нашим самолетом", - заявил Валерий Мальцев.