Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Песков заявил о достаточных возможностях ВС РФ и их экономической поддержке
Наука и техника
Экипаж первой коммерческой космической миссии Polaris Dawn вернулся на Землю
Происшествия
Мирный житель ранен после атаки беспилотника в поселке в Белгородской области
Происшествия
Актера сериала «Король и Шут» Евгения Ткачука задержали в Пулково
Армия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Рязанской областью
Мир
СМИ узнали о призывах к Стармеру разрешить ВСУ бить Storm Shadow в обход США
Экономика
Финляндия и Эстония оказались в сильной зависимости от поставок никеля из России
Мир
Минэнерго Украины сообщило о повреждении своих объектов в нескольких областях
Армия
Российские силы сбили два украинских Су-27 и МиГ-29
Общество
Суд продлил арест фигурантам дела о некачественных сухпайках для армии
Мир
Армия США срочно перебросила силы к Аляске из-за учений «Океан-2024»
Мир
Министр информации Мьянмы сообщил о желании страны быть наблюдателем в БРИКС
Происшествия
Пенсионерка в Петербурге отдала мошенникам из «Центрального банка» 1,5 млн рублей
Мир
В ЦАХАЛ сообщили о падении выпущенной из Йемена ракеты «земля - земля» в Израиле
Армия
Российские эксперты начали анализировать компоненты головной части ракеты HIMARS
Армия
Ракетоносцы Ту-95МС выполнили полет над Чукотским морем на учении «Океан-2024»
Общество
Синоптик пообещал москвичам летнюю погоду на следующей неделе
Мир
В МИДе пообещали ответ США на действия в отношении российских СМИ

ПРО ЕТО

Как назвать то, что происходит с тарифами монополистов? Беспорядок. Мягче не скажешь. Подойдет и произвол. А если прямо - беспредел. Потому что непонятно, где предел безумной гонки тарифов. Когда его установят. Кто и как. Допустим, повышаются цены на газ. Для чего, кстати, есть все основания. Тут же реагируют энергетики. Мол, дорожает топливо, несем убытки. Требуют увеличения тарифов. И добиваются своего. Сразу же в гонку вступает Министерство путей сообщения. Потому что вагоны тянут электровозы. Вышибает из правительства разрешение на рост тарифов. Железнодорожники везут все, включая мазут и уголь для электростанций. Перевозки становятся накладными. РАО "ЕЭС" отвечает - тарифами. Цепная реакция
0
Александр Лившиц (фото www.alyona.nns.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Короче, крепко взялись за руки и двинулись по кругу. Скорость все выше. И кто первым побежал - не разберешь. Хоровод какой-то. Вокруг быстрорастущего дерева. Под названием "инфляция". Если когда-то упадет, придавит всех. Не хочу сказать, что монополистам безразлична судьба экономики, Родины. Но у каждого еще есть своя "родинка". Электрическая, газовая, железнодорожная. И они защищают ее интересы. Действуют логично: царствуя на рынке, превращают силу в деньги. По принципу: если хочется - то можно. А вот государство... Только оно способно остановить хоровод. Защитить экономику от произвола монополий. Но этого нет. Тарифы на оптовом рынке электроэнергии регулирует Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). На региональном уровне - региональные энергетические комиссии (РЭК). Причем зачастую ФЭК РЭКам не указ. Они поступают по-своему. Вопросы "Газпрома" решаются на уровне правительства. Железнодорожников одновременно регулируют Министерство по антимонопольной политике (МАП), само МПС и правительственная комиссия под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Бывает всякое. Однажды МАП запретило МПС поднимать тарифы. А МПС подало на МАП в суд. Пока судьи ломали головы над этим диковинным иском, комиссия Христенко разрешила увеличить тарифы на грузовые перевозки на 17,5%. А через несколько месяцев - еще на 18%. Спрашивал у знатоков: почему именно эта цифра, а не какая-то другая? Никто не знает. Наверное, надавили железнодорожники. Потребители возмутились и потребовали сдать назад. Потом Виктор Христенко провел гипотенузу и прекратил прения. А если бы извлек корень, то тариф мог быть другим. Монополии - по сути государственные. Управляют ими высокопоставленные наемные работники. Но как раз они-то порой и сообщают, сколько денег с нас возьмут. И когда. Это не дело. Очевидно, что систему регулирования естественных монополий нужно менять. В феврале президент Путин поручил правительству создать единый тарифный орган - ЕТО. Прошло почти полгода. ЕТО нет. Говорят, что появится в сентябре. Начнется битва за пост начальника. Примерка короны Людовика. Потом будут определять функции. Рассаживаться, обживать здание. Вносить поправки в законы, обсуждать на правительстве. Вести тяжбу с депутатами. В лучшем случае ЕТО заработает в начале будущего года. Что за это время случится с экономикой - одному Богу известно. Потеря времени дорого обойдется. Потому было бы разумно построить ЕТО на базе ФЭК. Расширить его функции указом президента. И пусть работает. А параллельно - проводить поправки к законам. Но главное в другом - обеспечить реальную независимость ЕТО. Иначе он будет не играть, а подыгрывать. Либо одной, особо близкой естественной монополии. Либо всем вместе. Стоило бы подумать о подчинении ЕТО президенту. Но даже в этом случае успех не гарантирован. Если ЕТО станет заниматься одними тарифами, ничего путного не выйдет. Удастся лишь убавить скорость роста. А может быть, и не удастся. Требуется принципиальное решение - поручить ЕТО контролировать затраты. Пускай пройдется по темным углам естественных монополий. Проверит содержимое. Почистит. Ведь сейчас тарифы строятся по затратной схеме. В них загоняются любые издержки. Куда ушли деньги и почему - известно только менеджменту. Реального контроля нет. Захотят - потратят на трубу. Захотят - на телеканал. А впереди - масштабные реформы. МПС уже подсчитало, что в ближайшие 5 лет ему понадобится $2,5 млрд. У РАО "ЕЭС" запросы повыше - $20 млрд в течение 10 лет. "Газпром" пока молчит. Но, думаю, не отстанет от собратьев. С частными инвестициями - никакой определенности. У бюджета своих проблем по горло. Значит, деньги будут собирать с нас. Высокими тарифами. Если не вывернуть наизнанку затраты и не заставить их снизить, всей экономике придется утолять аппетиты монополистов. С какой стати?
Комментарии
Прямой эфир